Отельный бизнес: тренды рынка в кризис

06 августа 2015, 19:27 1559

Отельный бизнес – дело, рассчитанное на долгосрочную перспективу, поэтому кризис влияет на него в меньшей степени, чем на большинство других отраслей. Тем не менее снижение количества туристов и их покупательной способности, безусловно, сказывается. Главной задачей менеджмента в этот период является оптимизация всех служебных процессов при сохранении должного уровня сервиса.

Основные тренды российского отельного бизнеса в 2015 году

отельный бизнес в РоссииОсложнения на международной арене достаточно сильно сказались на работе московских и санкт-петербургских гостиниц, в которых традиционно останавливается наибольшее количество зарубежных туристов. В других городах страны положение дел тоже трудно назвать хорошим. Стоимость номера в среднем упала на 8-10%, наполняемость 70% считается сегодня для отельного бизнеса очень приличным показателем.  

Заметно уменьшилось количество клиентов, приезжающих в деловых целях на переговоры, конференции, выставки и т. д. В частности, резко снизилась активность интуристов из стран Западной Европы и Северной Америки, обеспечивавших существенную часть прибыли в высших ценовых сегментах. Зато появилось больше гостей из Юго-Восточной Азии, но эту замену пока никак не назовешь равноценной в плане доходности.  

В связи с ухудшением экономической обстановки, ощутимо сократилось количество россиян, путешествующих ради развлечения. Те же, кто позволяет себе подобные поездки, все чаще предпочитают останавливаться в более дешевых гостиницах и хостелах. В целом конкуренция в отельно-ресторанном бизнесе серьезно выросла, что всегда является плюсом для клиентов.

Отельно-ресторанный бизнес

отельно-ресторанный бизнесЗаведения отельно-ресторанного бизнеса в сложных экономических реалиях чувствуют себя намного увереннее, чем большинство обычных кафе. Они избавлены от такой нагрузки, как плата за аренду и коммунальные услуги, которая в обычных условиях может достигать 30% расходов. Кроме того, всегда можно рассчитывать на финансовую поддержку «старшего брата». Однако кризис, естественно, не мог не сказаться и на ресторанах, располагающихся на территориях гостиниц.

В элитных заведениях количество посетителей упало примерно в том же соотношении, что и число постояльцев. В мотелях, относящихся к средним и низшим ценовым категориям, выручка заведений общепита снизилась еще меньше, так как люди чаще предпочитают поискать недорогие места в городе или просто перекусить у себя в номере. Снизился поток клиентов со стороны, впрочем, до этого он и так был не слишком велик.

Антикризисные меры

рост числа туристов из АзииПериод, когда отельный бизнес испытывает определенный «застой» – идеальное время для того, чтобы поработать над его оптимизацией. Большинство ведущих экспертов считает, что главной целью подобной процедуры должно стать снижение общих расходов при сохранении прежнего качества обслуживания (как минимум). Серьезного сокращения персонала тоже желательно избежать. Задача эта достаточно сложная, но вполне выполнимая.

Для начала имеет смысл провести подробный аудит всех служб и внести туда необходимые коррективы (лучше доверить этот процесс профессионалам). Проще всего произвести оптимизацию будет организациям, в работе которых пока недостаточным образом задействованы современные технологии. Внедрение систем автоматизации позволит моментально ускорить многие рабочие процессы и улучшить сервис для клиентов.

В момент, когда отельный бизнес не так прибылен, имеет смысл подумать об акциях по привлечению клиентов. Резко снижать свои цены вряд ли стоит, а вот в привлечении больших групп постояльцев на льготных условиях кроются достаточно неплохие перспективы. Например, можно предлагать скидки для школьных и студенческих коллективов, спортивных команд и т. п. Учитывая рост числа туристов из Азии, многие компании организовывают мероприятия, которые позволят заведению стать более привлекательными для этой категории гостей.

Перспективы

В целом перспективы отельного бизнеса в России выглядят не так плохо. В связи с приближением чемпионата мира по футболу, достаточно быстро развивается инфраструктура. Ухудшение отношений с Западом хоть и лишило страну множества «денежных» туристов, зато растет интерес со стороны многих других, и не только азиатских стран.

Больше соотечественников стало отдыхать не за границей, а в России. «Одомашнились» и многие компании, ранее предпочитавшие проводить семинары и корпоративы за рубежом. Единственное, что омрачает эту достаточно радужную на первый взгляд картину положения дел в отрасли – неопределенность экономической ситуации и связанное с ней ухудшение финансового положения граждан и бизнеса.



Комментарии
{**}