Строительство подземных сооружений: 5 факторов рынка

14 июля 2015, 06:39 2096

Опыт ведущих мировых стран показывает, что строительство подземных сооружений – это наиболее эффективный способ решения множества территориальных, транспортных и экологических проблем современного мегаполиса. К сожалению, в России данное направление развивается пока далеко не так динамично, как хотелось бы.

Строительство и эксплуатация подземных сооружений в России

строительство подземных сооруженийВ настоящее время говорить о полноценном развитии отрасли строительства и эксплуатации подземных сооружений не приходится. Относительно неплохо дела обстоят в Москве. В связи с Олимпиадой, в предыдущие годы наблюдалось оживление в Сочи. В остальных крупных городах процесс введения новых объектов явно затормозился. Причинами возникновения подобной ситуации являются как общий экономический спад, так и слабый интерес со стороны государства, в частности, местных градоначальников.

Тем не менее специалисты уверены, что для полноценного развития городской инфраструктуры активное строительство подземных сооружений просто необходимо и от этого никуда не деться. Оправдания дороговизной работ под землей, которые еще пару лет назад звучали из уст даже признанных авторитетов, сегодня выглядят нелепо. Зарубежная практика показывает, что эти затраты зачастую сопоставимы с расходами на возведение объектов на поверхности, а эксплуатационные расходы даже ниже. 

Строительство подземных сооружений: мало государственной поддержки

В условиях экономического кризиса, в котором сейчас пребывает страна, рассчитывать на серьезную денежную поддержку со стороны государства особо не приходится. Это понятно, однако, работающие на рынке строительства подземных сооружений компании ожидают от правительства в первую очередь помощи в таких вопросах, как усовершенствование проектно-строительной базы и ослабление бюрократических барьеров.

Равнодушие чиновников, отвечающих за принятие решения, резко тормозит процесс даже в случаях, когда с финансирование все более-менее благополучно. Понятно, что активное лоббирование дает свои плоды, но в любом случае теряется время. Что касается проектно-строительной нормативно-технической документации, то ее катастрофически недостаточно. Многие важные положения пока находятся в стадии разработке, а то и вовсе только начинают рассматриваться.    

Устаревшая законодательная база


Помимо чисто технических и архитектурных аспектов, необходима срочная модернизация правовой базы строительства и эксплуатации подземных сооружений. На сегодняшний день ни региональное, ни федеральное законодательство не регулируют должным образом отношения между субъектами в этой сфере. Существует множество моментов, трактовка которых вызывает вопросы.

Например, как регистрировать объекты, расположенные  в одной географической точке (один на поверхности и второй под землей)? Какой кадастровый план земельного участка должен получить каждый из владельцев? В случае с обычным зданием все происходит в соответствии с нынешним регламентом, а вот как быть с тем, что на глубине?

В настоящий момент границы земельных участков в нашей стране определяются исключительно на поверхности. «Третье измерение», находящееся внизу, никак не учитывается. Помимо путаницы с правом собственности, непонятными остаются еще ряд вопросов, каждый из которых может стать причиной масштабного судебного разбирательства в спорной ситуации. 

Выводы

нехватка парковокАктивное строительство подземных сооружений может поспособствовать решению самых разных вызовов, стоящих перед руководством большого города. Свободных участков для застройки «на поверхности» в мегаполисах практически не осталось. Прокладка новых транспортных артерий существенно облегчит жизнь горожан и туристов, поможет разгрузить дорожный трафик. Большой проблемой сегодня является нехватка парковок – их тоже стоит возводить под землей.

Очевидно, что без развития подобной инфраструктуры современный город не может двигаться вперед – слишком многие параметры уже достигли максимума эксплуатационных возможностей. При этом следует помнить о том, что освоение внутреннего пространства требует очень взвешенного комплексного подхода. Строительство подземных сооружений никоим образом не должно мешать транспортной и инженерной инфраструктуре.

В идеале каждый город должен разработать для себя единый регламент, полностью согласованный и утвержденный всеми основными службами. Если этого не будет, то уже в скором времени появятся очередные проблемы, которые тоже придется решать. Полностью преимущества подземного строительства можно реализовать только при наличии хорошо спланированной и последовательно воплощаемой в жизнь стратегии. 



Комментарии
{**}