ЦБ против принуждения НПФ к инвестированию в инфраструктуру

09 июня 2015, 22:00 1473



В правительстве идёт дискуссия по поводу ранее представленной Минфином инициативы заставить негосударственные пенсионные фонды (НПФ) вкладывать не менее определённого установленного процента накоплений в инфраструктурные облигации. Письмо с соответствующим предложением замминистра Алексей Моисеев в конце прошлого месяца направил в трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. 

Инфраструктурные проектыЦБ выступил против

В указанном письме содержались предложения по поэтапному вводу минимальной доли инфраструктурных облигаций в портфеле НПФ. Свою позицию по предложению уже высказал ЦБ – зампред регулятора Владимир Чистюхин изложил официальную позицию Банка России по данному вопросу. В ЦБ выступают против того, чтобы административными методами принуждать НПФ инвестировать в инфраструктурные проекты.

Средства будут неэффективно храниться

Свою позицию регулятор обосновывает тем, что предложение инфраструктурных облигаций на рынке весьма ограничено. В письме говорится, что в случае принуждения НПФ к покупке таких бумаг, «необходимые ценные бумаги будут выкупаться у их текущих владельцев по завышенным ценам, что будет способствовать неэффективному размещению средств пенсионных накоплений».«Коммерсант» приводит комментарий представителя отрасли, гендиректора НПФ «Газфонд пенсионные накопления» Андрея Кокина: «Если бы на рынке было достаточно интересных длинных инвестпроектов с госгарантиями и хорошей доходностью, фонды с удовольствием туда инвестировали бы и без указаний сверху».

Аналитики подтверждают, что в нынешних условиях, когда компании массово сокращают инфраструктурные проекты, на рынке нет необходимого объёма бумаг для массового инвестирования. 

Наиболее крупные игроки на рынкеИнфраструктурные облигации

На сегодняшний день наиболее крупный выпуск инфраструктурных облигаций осуществляют РЖД, «Россети», «Почта России», КамАЗ – покупку облигаций по проектам компаний планирует ВЭБ. Кроме того, планы по выпуску облигаций ранее озвучивало правительство Ленинградской области – в регионе планируют привлечь инвестиции для развития дорожной инфраструктуры – строительства развязок и мостов, Всеволжского виадука и объезда Гатчины. Кроме того, возможен выпуск инфраструктурных облигаций для финансирования строительства таких крупных проектов федерального значения, как Керченский мост и Центральная кольцевая автодорога.Эксперты отмечают и другие потенциальные риски, связанные с реакцией рынка ценных бумаг введение обязательного инвестирования НПФ в инфраструктуру: основная масса накоплений в пенсионные фонды поступает в конце первого квартала, что вкупе с необходимостью покупать инфраструктурные облигации может создать излишнюю цикличность на соответствующем сегменте рынка ценных бумаг. Это означает, что в этот период цена на инфраструктурные облигации будет резко возрастать, а затем снижаться, в связи с чем НПФ будут вынуждены докупать недостающие активы, вызывая новые всплески котировок.

В НПФ отмечают ещё одну «техническую» проблему, свойственную низколиквидным рынкам. В конце апреля – мае в фонды поступило 550 млрд рублей новых накоплений, и все эти средства уже куда-то инвестированы, значительная часть – в корпоративные облигации. Необходимость реструктуризации портфеля вынудит НПФ продавать эти бумаги. 

Инфраструктурные облигацииНужен переходный период

«Было бы правильно ввести переходный период с тем, чтобы фонды не обрушили котировок», – говорит гендиректор НПФ "Участие" Сергей Зыцарь, его слова приводит «Коммерсант». С ним согласна директор НПФ «Национальный» Светлана Касина: «Если доля не превысит 5% и нам дадут шесть месяцев, то это не проблема: у всех есть облигации, которые принесут купонный доход или погасятся. Но если доля составит, например, 20%, то придется продавать значительный объем бумаг, что негативно скажется на доходности».

Мнение эксперта

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», в интервью изданию Деловые Новости прокомментировал перспективу обязывать НПФ держать фиксированную долю накоплений в инфраструктурных облигациях:

Полагаю, что задача правительства – сформировать устойчивый спрос на данный вид долговых инструментов. Считаю, что делать это директивно не совсем правильно, особенно, в условиях экономической нестабильности. Объем рынка инфраструктурных облигаций не настолько большой, чтобы обеспечить непрерывное предложение такого рода бумаг для удовлетворения требований законодательства в случае, если будет принято решение обязать НПФ иметь долю вложений в таких ценных бумагах. Согласен с тем фактом, что при обеспечении бесперебойных поступлений средств в НПФ и большом количестве выпусков инфраструктурных облигаций, УК сами придут на этот рынок в поисках стабильных и качественных вложений средств. Данный сегмент финансового рынка очень сильно пострадал в 2013-2014 годах, и дополнительные усложнения работы НПФ, по моему мнению, сейчас не нужны.



Комментарии
{**}