Региональный потребительский рынок обрушился из-за кризиса

29 июня 2015, 17:24 1695

Нынешний кризис региональный потребительский рынок России переживает достаточно болезненно, о чем красноречиво свидетельствуют данные официальной статистики. Покупательная способность населения снижается, а ситуация в стране пока не дает особых поводов надеяться на то, что экономика в ближайшее время начнет двигаться в обратную сторону.

Краткий обзор регионального потребительского рынка


потребительский рынок в регионахВ марте этого года индекс потребительских настроений по стране упал до 74 пунктов (-21 п., данные GfK), что стало самым низким показателем за последние шесть лет. Согласно проведенному ВЦИОМ опросу, более 70% россиян считают нынешний год очень неподходящим для осуществления крупных трат. Категорически с ними несогласно только 14% респондентов.

Очень сильно возрос пессимизм москвичей – у жителей столицы ИПН снизился сразу на 45 п. до отметки 64 п. Этот показатель не снижался ниже уровня 79 п. даже в предыдущий кризис. По мнению экспертов, данное явление свидетельствует о том, что восстановление регионального потребительского рынка будет происходить значительно медленнее, чем после 2008-2009 гг. Столичный регион традиционно является лидером по потреблению в дорогих сегментах, а именно они и обеспечивали результат последнее время.   

Насколько глубок нынешний кризис регионального потребительского рынка

цена играет всё большую рольВвиду известных обстоятельств, нынешний экономический спад является намного более глубоким и разносторонним, чем предыдущий. При этом стартовые позиции российского покупателя с точки зрения его благосостояния были даже прочнее. Как уже было сказано, на протяжении последних лет региональный потребительский рынок увеличивался в основном за счет повышения спроса на товары высших ценовых категорий.

Теперь об этой точке роста на некоторый период придется забыть. Если в 2008-2009 гг. большинство населения были уверены в том, что ситуация нормализуется в течение года-двух, то сегодня даже самые оптимистичные прогнозы предусматривают не менее трех-четырех лет. Очень многое зависит от геополитической обстановки, которая, к сожалению, от стабилизации пока еще далека.

Тенденции

онлайн-продажи могут рассчитывать на ростВ настоящее время региональный потребительский рынок способен более-менее удерживать свои позиции только за счет повышения цен. Говорить о быстром восстановлении сектора после улучшения финансовой обстановки, как это произошло в 2010-м, тоже не приходится. Тогда главным драйвером роста стал отложенный спрос – люди вновь почувствовали уверенность в завтрашнем дне и начали активно совершать ранее задуманные покупки.

Сегодня большинство настраивается на продолжительную «зиму». Был определенный период в конце 2014-го, когда население массово вкладывалось в товары, чтобы хоть как-то сохранить свои рублевые сбережения, но он быстро закончился. Первый квартал этого года показал, что на региональном потребительском рынке воцарилась рационализация спроса.

Люди начали массово переходить в более доступные в ценовом отношении сегменты. Значительно снизилась доля так называемых спонтанных покупок. Многие откладывают на неопределенный период обновление своего технического парка (автомобилей, компьютеров, гаджетов и пр.), отказываются от приобретения «необязательных» вещей и ранее привычных видов досуга. В целом доля сторонников серьезной экономии в апреле превысила 63%.

Эксперты считают, что кризис серьезно скажется на поведении покупателей в плане увеличения их «двигательной активности». Если раньше многие предпочитали скупаться в крупных универсальных магазинах и были готовы переплачивать за удобство делать это в одном месте, то теперь вопрос цены становится все более важным. Такой фактор, как богатство ассортимента, постепенно теряет свою значимость для посетителей. 

Один из немногих сегментов регионального потребительского рынка, способных с полным основанием рассчитывать на определенный рост, являются онлайн-продажи. Возможность мониторить предложения в поисках наиболее приемлемых цен становится доступной все большему количеству населения.

Краткий итог

Очевидно, что перспективы регионального потребительского рынка сильно зависят от стабилизации цен и курса рубля по отношению к основным валютам. В последние несколько месяцев ситуация здесь вроде стала немного выправляться, но отряд оптимистов считающих, что на этом все успокоится,  пополняется не очень быстро.

Худшее за всю историю измерений значение продемонстрировал индекс кредитного доверия, составивший в апреле всего 19 пунктов. Тем не менее, судя по некоторым оценкам, в последнее время у населения немного восстановилось доверие к банкам. В общем, остается надеяться, что положение дел в экономике хотя бы не станет ухудшаться. На быстрое восстановление и тем более развитие отрасли рассчитывать пока не приходится. 



Комментарии
{**}