Магазины шаговой доступности продолжают повышать цены из-за инфляции

19 июня 2015, 14:18 1536

Скачки валютных курсов и политика международных санкций существенно повлияли на рост инфляции в стране. С начала 2015 года, по данным Interfax, она достигла порога в 15%. Это рекордный показатель с 1999 года. Если ретейлеры придерживаются стратегии сдерживания цен за счет оборотов, то магазины шаговой доступности вынуждены повышать стоимость, чтобы остаться на плаву.

Ретейлеры увеличивают прибыль за счет магазинов шаговой доступности

магазины шаговой доступностиВ феврале 2015 года торговые сети, такие как «Дикси», «Ашан», X5 Retail group и другие ретейлеры вышли с инициативой зафиксировать цены на социально значимые категории товаров на 2 месяца.

Предложение было принято и согласовано ФАС. По заявлению зам. руководителя ведомства Андрея Кашеварова в интервью ТАСС, «Сговора между сетями здесь нет, как и единого списка продуктов для заморозки цен. ФАС со своей стороны проконтролирует сетевиков относительно превышения стоимости других категорий товаров».

За счет реализации инициативы инфляция не снизилась, но приток покупателей в гипермаркеты произошел существенный. Такой пролоббированный через ФАС маркетинговый ход сразу сказался на работе магазинов шаговой  доступности, которые не могут позволить себе продавать в убыток. Тем более, что места закупок и прайс, как для торговых сетей, так и для маленьких магазинчиков практически идентичны.

Как магазины шаговой доступности выживают в кризис?

X5 retail groupПокупки, совершаемые около дома, как раз относятся к продуктам и вещам первой необходимости. Поэтому сравнительно небольшой ассортимент мини-маркетов состоит из социально значимых продуктов, таких как хлеб, молоко, мясо, крупы и овощи, на которые и заморозили прайс ретейлеры.

Чтобы удержаться на рынке магазины шаговой доступности выбирают 2 пути:

  • ·закупать более дешевую продукцию сомнительного качества, чтобы оставить прежний уровень цен;
  • ·увеличить стоимость, но продавать качественный товар, привычный потребителю;

Оба пути — это риски отпугнуть покупателей. Все дело в подходе, первый рассчитан на сиюминутную выгоду, второй на долгосрочную перспективу. Но во время кризиса, каждый выбирает для себя, что ему важнее.

Настоящей проблемой для малого бизнеса стал поиск импортозамещения с введением эмбарго. Если у ретейлеров к началу 2015 года, по сообщению Interfax, приток новых российских поставщиков составил порядка 10%, то для мелких торговых точек — не более 2%. Образовался дефицит ряда продуктов, за счет чего цены выросли еще больше.

Многие небольшие магазинчики вынуждены уходить с рынка совсем или перепрофилировать бизнес в более узкий сегмент, например, продавать только мясо птицы непосредственно с птицефабрик или ферм. То есть выбирать те ниши, где нет прямой конкуренции с крупными ретейлерами.

Кто выбирает магазины шаговой доступности?

Основная аудитория небольших магазинов, расположенных в домах или в ближайшем окружении — это жители ближайших 2–3 многоэтажек или небольшой улицы. Продавцы практически всех знают в лицо и даже ориентируются в потребностях своих покупателей.

Магазины шаговой доступности в отличие от гипермаркетов имеют возможность закупить более оригинальный ассортимент, даже более дорогой. Например, некоторые из них заказывают хлеб не на заводах, а привозят его из частной пекарни. Соответственно вкусовые качества таких продуктов значительно выше. Формируется аудитория маркета, люди приходят именно за такими булочками, которых в ближайшем окружении точно не купишь.

Рост цен = качество или нажива?

Во время роста инфляции, цены увеличиваются как планомерно, так и преднамеренно за счет недобросовестных поставщиков и розничных продавцов. В большинстве случаев прайс у оптовиков остается невысоким, а маржа розничного магазина на 150% больше. К примеру, картофель закупается по 15 руб., а продается по 45 руб. за килограмм.

Все хотят заработать, поэтому на товар более высокого качества ставится весомый ценник. В то же время категория дешевых по себестоимости позиций не может стоить дорого, поэтому и наценка на нее минимальная. В итоге у потребителя есть возможность купить качественный товар, но его стоимость несоразмерно завышена.

Доллар подешевел, а товары нет

высокая цена продуктовО том, что уровень цен уже не вернется к прежнему, говорят многие эксперты. По мнению Александра Ивашкина из «Лиги финансовых институтов»,«Повышение происходит быстрее и легче, чем снижение. Даже если факторы, вызвавшие рост, в данном случае низкая стоимость нефти и падение рубля, устранены, цены останутся на прежнем уровне».

Прежде всего, снижение стоимости невыгодно экономике страны, так как низкие доходы предполагают меньший объем налогов. Плюс ко всему, снижать расценки невыгодно и производителям, для создания требуемых объемов продукции им нужно больше потратить. Это особенно актуально после введения эмбарго, когда спрос на российскую продукцию увеличился в десятки раз.

Магазины шаговой доступности зависимы от поставщиков и производителей, поэтому ждать низких цен пока инфляция не пойдет на спад точно не стоит. Эксперты прогнозируют, что со временем вырастет благосостояние населения, и разница резко увеличившихся в кризис расходов будет просто менее заметна.



Комментарии
{**}