Кинопроизводство в России: как выйти из тупика?

17 июня 2015, 21:29 1477

Многочисленные дискуссии экспертов и специалистов о засилии западной продукции на экранах страны не может изменить очевидного: кинопроизводство в России в большинстве случаев просто убыточно. Дистрибьюторам и прокатчикам проще и выгодней заключать договора с иностранными компаниями. Здесь всегда имеются проверенные голливудские хиты, гарантирующие прибыль. Правда, в довесок к ним всегда навязывают несколько фильмов похуже – и зрителям приходится это смотреть. Отечественная индустрия громкими победами не изобилует. Можно ли как-то выйти из такого тупика?

Как работает кинопроизводство в России

кинопроизводство в РоссииНормальных условий для развития рынка, к сожалению, пока нет. Это касается и отсутствия достаточного количества желающих вложиться в фильмы инвесторов, и едва прикрытые попытки просто «отмыть» выделенные средства, абсолютно не заботясь о качестве полученного продукта. Выпускать крупнобюджетные фильмы достаточно рискованно, кинопроизводство в России имеет массу примеров громких провалов, не окупивших вложения.

Специалисты уверены, что рынок требует целенаправленной защиты со стороны государства, реальных преференций, дающих возможность отечественным продюсерам работать на льготных условиях. Изменения нужны и на уровне законов, и в налогообложении и таможенных пошлинах на импорт, и в других областях. Огромные проблемы существуют с пиратством, которое не удается победить, из-за чего правообладатели теряют огромные деньги.

«Кинофикация» как одна из проблем отрасли

К сожалению, кинопроизводство в России работает в условиях, когда большей части потенциальных потребителей его продукция просто недоступна. В 140-миллионной стране только чуть более четверти населения доступны кинотеатры, в основном это жители от средних городов до мегаполисов. Развитие строительства и поддержания кинотеатров бизнесу просто невыгодно – дешевле и доходнее открыть очередной развлекательный центр или клуб.

И здесь требуется вмешательство государства, ведь средняя окупаемость подобного объекта (при условии профессионального управления) превышает 12 лет. Примеры партнерства государства и частных инвесторов имеются (проект «Киносити»), но они единичны и не покрывают потребностей. Развитие специализированных сетей в стране, в том числе использующих цифровые технологии, приобретение современного оборудования должны стать одними из приоритетных задач отрасли.

Специализация кинопроизводства в России

образование в киносфереСегодня гораздо выгодней и проще снимать сериалы по заказам телеканалов, чем полнометражные ленты. Практически не выпускаются качественные детские фильмы, так как требуют больших вложений и неохотно приобретаются теми же телеканалами, в том числе из-за ограничений на показ рекламы при трансляции. Чуть лучше дело обстоит с мультипликацией, но и здесь пока невозможно конкурировать с той же студией Disney.

Что касается профессиональных семейных и детских лент, то здесь явно напрашивается специальная государственная программа. Новое поколение невозможно воспитать на материале, которому несколько десятилетий. А ведь это может быть самый дорогой продут кинопроизводства в России, достаточно вспомнить, сколько заработали создатели «Хроник Нарнии» или серии о Гарри Поттере.

То, что в этом направлении что-то нужно делать, утверждают все, в том числе и правительственные чиновники. Однако реальных шагов до смешного мало и поддержки кинопроизводства в России для детей почти незаметно. Последним из серьезных шагов в данном направлении было выделение средств для реконструкции «Союзмультфильма». Да и профессионалов, способных эффективно работать с мультипликацией и другими детскими проектами, становится все меньше.

Качество профильного образования

студия "Дисней"К сожалению, без наличия специалистов кинопроизводство в России обречено на прозябание и перспектив не имеет. Современные вузы не всегда готовы обучать конкурентоспособных профессионалов, что касается не только режиссеров или сценаристов, но и технического персонала и продюсеров. С трудом перенимается успешный мировой опыт, в том числе и голливудский, образование действует по устаревшим системам, не успевая за временем. Поэтому нехватка кадров – одна из основных проблем кинопроизводства в России.

Для сравнения, в советское время в среднем выпускалось до 80 часов телепродукции ежедневно. Сегодня эта цифра увеличилась более чем в 60 раз (5 тысяч часов), а количество выпускаемых профильными вузами специалистов осталось прежним. Поэтому совершенствование образования, увеличение уровня и количества профессионалов, привлечение лучших методологий и преподавателей становится одной из важных задач. Только комплексная работа по всему спектру перечисленных направлений поможет выйти из тупика отечественному кинематографу и дать ему перспективы.



Комментарии
{**}