Строительство дорог: рынок ждет перемен

20 мая 2015, 17:15 1464

Невозможно построить конкурентную экономику при отсутствии высококачественной инфраструктуры, что касается, прежде всего, автомобильных и железнодорожных магистралей. Но сегодня строительство дорог в стране часто отодвигается на второй план. К примеру, в годы последнего мирового кризиса большинство стран осваивали инфраструктурные проекты, в то время, когда РФ планомерно их сокращала. А ведь из каждого вложенного рубля 70% идет на материалы, что дает толчок смежным отраслям.

Миф о завышенной стоимости

курортный проспект в СочиТрадиционное утверждение, что стоимость строительства дорог в России чересчур завышена, действительности не соответствует. Согласно данным, предоставленным главой Росавтодора, один километр трассы обходится, как минимум, вдвое дешевле, чем в Соединенных Штатах или Европе (при схожих параметрах). По состоянию на 2013 год расходы не превышали 41 млн. рублей, что было сопоставимо со средними затратами Финляндии или Испании, но втрое меньше, чем у Германии и вдвое, чем в Канаде или США.

В качестве более современного примера приводилось сравнение бостонской магистрали «Big Dig» (США) и сочинского Дублера Курортного проспекта. Строительство дорог при перерасчете на 1 километр одной полосы обошлось в 4,9 и 1,39 млрд. соответственно (в переводе на рубли). То есть, американца потратили в 3,5 раза больше. Другое дело (о чем скромно умалчивается) – качество объектов. К сожалению, в абсолютном большинстве случаев в РФ применяются устаревшие технологии и техника, разработанная десятки лет назад.

Государственные расходы на строительство дорог

строительство дорог в РоссииИх в очередной раз решили сократить. Заложенные в текущий бюджет средства будут уменьшены минимум на четверть. Это означает, что продолжать будут только начатые проекты, а остальные будут отложены на год или более. Выделяемых денег едва-едва может хватить на поддержание основных магистралей в приемлемом состоянии, даже капитальные ремонты под вопросом.

Интересно, что недавно В. Путин распорядился вдвое увеличить строительство дорог. И намерение Росавтодора всего лишь привести до 62 процентов федеральных трасс в соответствие с нормативными требованиями выглядит как неисполнение прямых указаний президента. Напомним, что финансирование новых магистралей постоянно уменьшается. Если в 90-е строилось до 8 000 км ежегодно, то сегодня – едва 2 000 км.

Ситуация на рынке критическая. Большинство компаний приобретает технику в лизинг (очень дорогой, если вспомнить про курс), имеет кредитную зависимость. Глобальное сокращение финансирования – это неизбежные увольнения не только простых рабочих, но и специалистов. Стоимость строительства дорог в России растет, поэтому неизбежно будет страдать и их качество.

Что ожидает железные дороги

РЖД не в состоянии финансировать большинство проектов из-за дефицита бюджета и сокращения некоторых его статей в пользу антикризисных мероприятий. Тем не менее, строительство железных дорог в России продолжается. Так, реально начался процесс связующей ветки между Воронежской и Ростовской областями, который был анонсирован еще в 2014 году.

Планируется построить участок Миллерово-Журавка длиной 18 км, что даст возможность обходить территорию Украины поездам, следующим на юг РФ. Планируется, что проект будет реализован в 2018 и обойдется почти в 57 млрд. руб. К работам уже сегодня привлечено более 900 военнослужащих железнодорожных войск, а также техника в количестве 360 единиц. Всего в ближайшее время военнослужащие помогут в выполнении работ по изготовлению ж/д путей протяженностью свыше 122 км.

Расширение сотрудничества с Китаем

сотрудничество с КитаемЕсли реальных планов по строительству дорог для автотранспорта с привлечением иностранного капитала пока не имеется, то с высокоскоростными ж/д магистралями все обстоит с точностью до наоборот. На днях КНР и РФ подписали соответствующий меморандум, согласно которому в первую очередь будет финансироваться скоростной проект Москва-Казань.

Предполагаемый объем средств – около 300 млрд. ($5,9 млрд.). Большая часть денег будет предоставлена в качестве кредита, а порядка $1,0 млрд. станет китайским вкладом в совместную инфраструктуру. Данное строительство железных дорог в России станет частью амбициозных планов Пекина по созданию прямого «Шелкового пути», соединяющего Европу и запад Китая. Общее количество необходимых финансов превысит триллион рублей (около $21 млрд.).

Вначале планировалось, что ВСМ Москва-Казань будет готова к футбольному ЧМ 2018. Однако позже сроки строительства дороги и сдачи ее в эксплуатацию перенесли на конец 2020 г. Интересно, что у экспертов разошлись мнения о важности для России «Шелкового пути», который может резко снизить привлекательность и развитие Дальнего Востока.



Комментарии
{**}