Рынок автоперевозок сократился на волне кризиса

19 мая 2015, 20:44 2696

Сегодня при анализе российской экономики чаще всего используются термины стагнация и падение, дефицит бюджета и санкции, спад потребление и уменьшение перевозок. Рынку автоперевозок, который во многом зависит от ситуации, а также социальными и политическими процессами, придется нелегко. Ожидать, что положение кардинально изменится в ближайшие годы, не приходится.

Ситуация, как она есть

рынок автоперевозокРоссийский рынок автоперевозок отличается рядом особенностей. Несмотря на увеличение автопарка за последнюю пятилетку, он продолжает оставаться одним из самых изношенных в мире. Средний возраст машин составляет 14 лет, и обновить его стало еще сложнее после введения утилизационного сбора (это свыше 150 тысяч на грузовик). При этом магистральные дороги страшно изношены, более 60 процентов грузооборота пришлось на 5% дорог, а новых построено всего на 15% больше.

Инфраструктура практически неизменна, зато существенно поднялись топливные цены (до 47 процентов) при практически неизменной стоимости услуг на рынке автоперевозок. Теперь каждый грузовик должен «намотать» за год не меньше 150 тысяч километров, чтобы обеспечить владельцу какую-то прибыль. Рентабельность работы перевозчиков и экспедиторов упала в 2-3 раза.

Все это привело к тому, что рынок автоперевозок постепенно уходит в тень. Росстат проанализировал, что к концу 2014 до 40% ВВП находилось в тени, и это только официальная информация. В Минтруде считают, что не менее 20 млн. трудоспособных граждан занято в «серой зоне». Разумеется, здесь задействована и значительная часть транспорта.

Как повлияли кризис и санкции

влияние санкцийПосле введения экономических ограничений в отношении России мгновенно сократился на 40% рынок автоперевозок. Это коснулось в первую очередь европейского направления и Дальнего Востока. Сравнивать с кризисом 2008 г. не совсем корректно, тогда просто упал покупательский спрос. Сегодня же поставки многих товаров ограничены, да и наблюдается относительное насыщение продукцией длительного пользования.

Усугубил ситуацию рост налогов, стоимость аренды, стоянок, электричества, т.е. всего, что напрямую отражается на логистике. Расходы на ремонт и эксплуатацию машин также выросли, что неблагоприятно сказалось на рынке автоперевозок. Вначале началось сокращения персонала, затем стали закрываться некоторые компании, не выдерживающие конкуренции и не способные работать на грани прибыльности.

Внутренние проблемы экономики

внутренние проблемы экономикиКазалось бы, в сложившейся ситуации рынок автоперевозок мог бы переориентироваться на грузооборот внутри страны. Однако в России практически во всех сегментах ускорились темпы падения, связанные с резкими валютными колебаниями, санкциями и кризисом. К концу 2014 г. снижение промышленного производства, строительства и других отраслей было, по разным оценкам, от 20 до 45 процентов. И только весной началась относительная стабилизация.

На рынке автоперевозок, который реагирует чуть позднее, улучшений не предвидится. Правительство планирует дополнительный пакет налогов – с продаж, за использование грузовиками федеральных трасс (3,75руб./км), рост акциза и транспортного налога. Все это повлечет как увеличение цен на ГСМ, так и подъем тарифов.

Логистические компании отмечают негативное влияние излишнего экономического администрирования со стороны государства. Кроме того, выросли финансовые риски (неоплаты либо компенсации потерь). Большинство ИП, а это порядка 80 процентов транспортников, не в состоянии покрыть стоимость грузов или застраховать их из-за заниженных тарифов. Страховщики удовлетворяют максимум 10-15% страховых случаев, стараясь не платить вообще. И отечественные законы это позволяют.

Массовые случаи неплатежей и банкротств клиентов, финансовые махинации с их стороны также добавляют объективных рисков. Даже в случае последующей оплаты грузовладелец может заморозить миллионные обязательства либо отказаться от них вовсе. К примеру, использовав в качестве дочернего экспедитора компанию однодневку.

Что ожидает рынок автоперевозок

Он неизбежно будет сокращаться как минимум в ближайшие пару лет, как прогнозируют специалисты. Прежде всего, это будет связано с очищением логистических компаний от «шелухи». Многие будут вынужденно брать невыполнимые обязательства. Разделится и спрос на услуги – часть заказчиков переориентируется на максимальный комплекс услуг, часть – на профессиональный сервис.

Сложным будет оставаться и направление ВЭД, что связано как с санкциями, так и с внутренними проблемами – вмешательством надзорных и таможенных органов, влиянием коррупции, оплатой НДС. Встречаются на рынке автоперевозок и довольно абсурдные схемы, связанные с деятельностью Таможенного союза, количество которых увеличивается. К примеру, европейский груз может растамаживаться в Казахстане, а отгружаться в Москве.



Комментарии
{**}