Шокирующие наценки на рынке продовольственных товаров

15 мая 2015, 02:44 1803

В течение последних 6-8 месяцев на розничном рынке продовольственных товаров произошел реальный ценовой взрыв. Абсолютное большинство реализуемой продукции подорожало на десятки процентов, а то и в разы. Практически ежедневно на горячие линии ФАС приходят сотни сообщений с жалобами на настоящий произвол сетевых и розничных торговцев. Иногда разница между отпускной и конечной стоимостью достигает до 200 (!) процентов, причем касается это продукции, произведенной внутри страны (овощи, крупы и пр.).

Анализ рынка продовольственных товаров

рынок продовольственных товаровГалопирующая инфляция и стремительное падение курса национальной валюты оказали главное воздействие на рост стоимости продуктов, что успели ощутить все россияне. Наибольшая динамика ощущалась в январе-феврале, когда крупные ритейлеры и оптовые посредники стремились не столько минимизировать возможные потери, но старались заложить в торговые наценки дополнительную прибыль, нивелирующую возможные угрозы.

Был проведен анализ рынка продовольственных товаров, и оказалось, что по пути от производителя (преимущественно отечественного) до полки магазина каждый продукт получает максимальную наценку именно в магазине. Минимальная наценка сетей составила 50 процентов даже в тех случаях, когда объективных поводов для этого не было. В первом квартале наблюдался ажиотажный спрос на некоторые группы (сахар, крупы, подсолнечное масло и т.д.), который подогревался слухами, угрозами, связанными с санкциями.

Регулярные проверки Роспотребнадзора и ФАС рынка продовольственных товаров в России позволили зафиксировать по регионам сотни случаев неправомерного завышения розничной стоимости. Так, морковь «дорожала» по дороге на полку на 195%, гречка – на 135%, а картофель на 160%. По результатам совместных рейдов прокуратуры и ФАС выявлено, что наибольшее количество нарушений среди ритейлеров в сети «Магнит» (владелец С. Галицкий). Именно в ней, к примеру, выявлено завышение стоимости сахара более чем в три раза.

Каковы цены на рынке продовольственных товаров

цены на продуктыПостепенно ситуация стабилизируется, что связано со снижением темпов инфляции, которая не превышает уже вторую неделю 0,1%. Ценовая динамика на рынке продовольственных товаров замедлилась почти впятеро и к началу мая составила 0,3 процента. Понемногу перестает влиять на некоторые группы сезонные факторы, ряд продуктов начинает дешеветь. К примеру, яйца и сахар уже упали в среднем почти на 2,5 процента.

Согласно правительственным данным, инфляционный пик уже пройден, и в дальнейшем цены на рынке продовольственных товаров будут только падать. Это связано и со стабилизацией расценок на топливо, и с укреплением рубля, более благоприятной кредитно-денежной политики, в том числе ожидаемым снижением ключевой ставки ЦБ. Это означает более выгодные займы для торговых и сельскохозяйственных предприятий.

Что ждет рынок продовольственных товаров в России

На отдельные группы продукции, которые признаны социально значимыми, сегодня заморожены цены, причем эта ситуация будет продлена. Более того, перечень будет значительно расширен по инициативе самих ритейлеров. Характерно, что стоимость изначально выросла с конца 2014 не только на импорт, но и отечественные аналоги. Изначально «социально значимый» список включал 56 позиций: несколько видов мяса, хлеба и круп, масло, соль, шоколад и даже вино.

Часть из них традиционно выровняется естественным путем к летнему сезону, на часть планируется продление заморозки. Если в обозримом будущем не случится резких курсовых скачков либо других негативных воздействий на экономику, то к концу 2015 ситуация на рынке продовольственных товаров в России стабилизируется. Разумеется, затраты граждан на питание будут оставаться весьма высокими и отнимать львиную долю доходов.

Как гарантированно улучшить ситуацию

рубль набирает весЧрезмерно завышенные ценники на продукты должны быть пересмотрены самими ритейлерами. В условиях, когда ситуация стабилизируется, а рубль набирает вес, нет необходимости перестраховываться. Напротив, снижение расценок значительно стимулирует покупательскую способность потребителей, что пойдет сетям только на пользу. Но пока стоимость шокирующе высока, несмотря на определенные улучшения.

Многие региональные правительства принимают сдерживающие постановления, ограничивающие торговые наценки до 10-15%. Однако по факту эти решения выполняются плохо, что подтверждается регулярными рейдами проверяющих служб. По мнению представителей многих сетей, на ценообразование огромное влияние оказывает не только их политика, но и позиция перерабатывающей отрасли. Именно она во многом диктует условия и оказывает давление, на что власти должны обратить внимание.



Комментарии
{**}