Рынок развлечений ушел в минус

28 апреля 2015, 00:20 2003

Всеобщее финансовое уныние в стране негативно сказалось и на такой отрасли отечественной экономики, как рынок развлечений. Впервые со времен кризиса 2009 года он не продемонстрировал приличного роста и даже ушел в небольшой минус. Перспективы на 2015-й тоже не выглядят особенно блестящими, хотя и говорить о каком-то коллапсе пока точно не приходится. По сравнению, например, со многими сегментами промышленности ситуация здесь остается даже очень стабильной.

Как повлиял кризис на рынок развлечений

рынок развлечений не продемонстрировал ростаКак уже было сказано, по итогам 2014-го отечественный рынок развлечений продемонстрировал отсутствие роста. Причина подобной ситуации вполне понятна - падение курса рубля по отношению к главным мировым валютам заставило людей оптимизировать свои бюджеты, существенно снизив необязательные затраты. Увеселительный досуг, как известно, к числу обязательных пунктов расходов для большинства наших граждан никак не относится. 

Если на протяжении 2015-го экономическая и политическая обстановка стабилизируется, то можно прогнозировать относительно быстрое возвращение к позициям конца позапрошлого года. К сожалению, рассчитывать на подобное чудо в данный момент не слишком приходится, поэтому следует готовиться к худшему. Тем не менее даже при самом пессимистичном сценарии развития событий отрасль переживет трудности легче других. Об этом говорит вся общемировая и российская история этой индустрии.

Нынешнее состояние российского рынка развлечений

До 2014 года российский рынок развлечений был одним из наиболее быстрорастущих в мире и продолжает по-прежнему таковым оставаться. До наступления кризиса объем инвестиций в сектор рос быстрее, чем даже в сферу торговли. К примеру, в Москве доля вложений в индустрию «веселья» лишь на 1-2% отстает от банковского сектора и промышленности. Однако в больших городах сектор уже близок к насыщению. Дальнейшие его перспективы специалисты связывают, прежде всего, с регионами.

Очень бурное развитие рынка развлечений в последние десять лет объясняется стремительным ростом количества крупных торговых центров и повышением уровня благосостояния населения. Даже кризис 2008-2009 гг не особо повлиял на отрасль. Практически сразу по его окончании она вернулась к предыдущим темпам. Понятно, что последствия нынешней депрессии будут намного тяжелее, но в любом случае восстановиться станет намного проще, чем остальным.   

Перспективы

уровень благосостояния граждан упалПо некоторым оценкам, в стране на данный момент живет до 40 млн потенциальных потребителей развлекательной индустрии. В связи с тем, что граждане пока тратят на досуг намного меньше, чем жители наиболее развитых стран мира, потенциал у отрасли огромный. Главная проблема сектора, – недостаточная покупательная способность значительной части населения, – наблюдалась и раньше. Так называемый средний класс в России пока является достаточно небольшой частью общества. 

Согласно статистике, до 2013 года услугами рынка развлечений регулярно пользовались менее половины населения. Почти треть опрошенных, вообще, заявили об отсутствии финансовых возможностей для полноценного отдыха «на людях». С учетом нынешней экономической ситуации, количество таких граждан будет только увеличиваться. Кроме того, подавляющее большинство остальных также неминуемо снизят свои расходы на досуг. В общем, доходы компаний обязательно упадут, но так ли все плохо?

И все-таки будем оптимистами

рост количества торговых центровСудя по опросам многих владельцев увеселительных заведений (ночных клубов, кинотеатров, кафе), начало 2015-го не ознаменовалось каким-то резким падением посещаемости. Безусловно, количество клиентов уменьшилось, многие переключились на более доступные в ценовом отношении услуги, но в целом ситуацию трудно назвать критической. Тем более, если сравнивать ее с положением дел во многих других сферах экономики.

Эксперты объясняют такое относительное благополучие рынка развлечений особенностью человеческой психологии. Помните, знаменитый лозунг древнеримской толпы? Так и сегодня. Как бы ни велики были заботы о «хлебе» насущном, потребность в «зрелище» будет присутствовать в человеке всегда. В качестве примера можно взять Великую депрессию, случившуюся в США в 30-е годы прошлого века. Это время было настоящим расцветом шоу-бизнеса и смежных с ним отраслей.

Грустно, конечно, что приходится выискивать крупинки оптимизма в столь невеселой ситуации, но тут уж ничего не поделаешь. Таковы нынешние реалии. Остается лишь верить в то, что сегодняшняя экономическая и политическая свистопляска рано или поздно завершится, и тогда российский рынок развлечений выйдет на новый уровень своего развития. В конце концов, шоу должно продолжаться всегда.



Комментарии
{**}