Рынок пассажирских перевозок: 4 тенденции в кризис

23 апреля 2015, 14:30 2296

В условиях, когда финансовые возможности большинства граждан существенно ухудшились, а экономические перспективы страны выглядят, мягко говоря, малопривлекательно, участникам рынка пассажирских перевозок приходится делать выбор между плохим и очень плохим. Вроде бы, резко повышать тарифы нельзя, так как клиенты уйдут к более гибким конкурентам. С другой стороны, расходы стремительно растут, а объемы уменьшаются.

Рынок пассажирских перевозок падает

рынок пассажирских перевозокПадение рынка пассажирских перевозок началось не вчера. Кризис лишь подчеркнул насущные проблемы, причем сделал это очень жирной пастой. Напрямую от него пострадали компании, предоставляющие дорогостоящие услуги. В нынешней ситуации комфортом и престижем вполне можно пожертвовать, что многие и делают. Это можно увидеть, сравнив показатели последних двух лет в таких категориях, например, как такси и авиаперелеты.

Есть одна статья расходов, которая заметно сократилась во всех семейных бюджетах – это досуг. Люди стали намного меньше ездить на отдых. Статистика 2011-2012 гг. сегодня кажется туроператорам какой-то фантастикой. Согласно оптимистическим заявлениям представителей правительства, патриотичный отказ от зарубежных вояжей должен был вызвать бурный рост внутреннего туризма, но, увы.  

Рынок пассажирских перевозок в мегаполисах по-прежнему страдает от неэффективности организации дорожного движения. Передвигаться на такси и маршрутках там сегодня не столько накладно, сколько долго. Ожидание в пробках отнимает огромное количество времени, поэтому люди предпочитают переключаться на метро или активно задействуют ресурсы собственного организма.

Рынок пассажирских перевозок: расходы компаний вырастут минимум на 30%

кредитная зависимостьПадение рубля привело к росту организационных расходов практически во всех отраслях экономики. Рынок пассажирских перевозок не является исключением. Здесь они включают в себя стоимость топлива, административную деятельность и зарплату персоналу, а также техобслуживание и ремонт. Примерно треть трат напрямую связано с курсом национальной валюты.

Расходы, которые не привязаны к доллару и евро, тоже будут расти вследствие инфляции, которую в 2015 году прогнозируют на уровне 10-20%. В нынешних реалиях, по подсчетам специалистов, неминуемо общее увеличение затрат примерно на 30%. Для организаций, занимающихся международными поездками, дела в этом плане обстоят еще хуже. Насколько в результате вырастут тарифы, напрямую зависит от спроса, но даже минимальная прибавка составит около 15%.

НДС больше не помощник

Одним из факторов, повлиявших на рост потерь участников рынка пассажирских перевозок в 2015-м, стала ликвидация прежней схемы выплаты НДС. Благодаря новому администрированию, теперь этот налог нужно будет действительно платить. До этого подавляющее большинство малых и средних компаний работали по упрощенной системе или ЕНВД, продавая свои услуги через «однодневные фирмы».

После первого квартала эта схема больше не «прокатит» и придется честно показывать свои доходы. При этом фирмы, которые работали с НДС, тоже потеряют возможность «округлять» свои показатели. Сегодня в своих отчетах они генерируют от 90%, тогда как в реальности это примерно 40-50%. Детенизация отрасли прибавит к тарифам примерно 10%.

Резервы в оптимизации

многие компании станут банкротамиНа протяжении последних десяти лет рынок пассажирских перевозок шел по пути консолидации. Регулярно появлялись новые крупные предприятия, которые быстро увеличивали свое влияние, и вытеснялись мелкие частники. Конкурентными преимуществами «гигантов» были мощное финансирование и игра на понижение расценок. Главным источником их прибыли была не столько маржа, сколько взятые в лизинг и перепроданные автомобили и автобусы.

Подобная схема, кстати, до 2008-2009 гг. широко применялась и в Европе. Кризис выявил ее основную слабость: пирамидальность построения бизнеса и зависимость от банковских кредитов. В нынешних экономических реалиях рассчитывать на лизинговые компании и финансовые учреждения особо не приходится, поэтому некоторых владельцев огромных корпораций может ожидать банкротство.

Крупные европейские игроки рынка пассажирских перевозок выходили из кризисной ситуации путем существенного уменьшения парков и переключения внимания на оптимизацию и улучшение сервиса. По идее, подобное решение стало бы логичным и для российских организаций. В оптимизации на самом деле кроится огромный ресурс, который просто необходимо использовать.

В общем, с одной стороны, финансовая депрессия – это всегда плохо, с другой – это время, которое стимулирует к самосовершенствованию. Как воспользуются этой сложнейшей философской мудростью перевозчики, мы посмотрим в конце года. Клиентам, в свою очередь, остается просто следить за развитием событий.



Комментарии
{**}