Рынок отделочных материалов ищет источники роста

17 апреля 2015, 14:37 4870

Рынок отделочных материалов является одним из наиболее стабильных сегментов строительной отрасли. Даже сейчас, когда вследствие кризиса общий спрос существенно упал, данная категория по-прежнему вполне востребована. Объясняется это очень просто: люди стали меньше покупать новое жилье, зато активнее вкладываются в ремонты. Конечно, сектор переживает не лучшие времена, но на фоне остальных чувствует себя относительно неплохо.    

Рынок строительных и отделочных материалов

рынок стройматериаловПримерно с начала «нулевых» рынок отделочных материалов демонстрировал рост, который не снился даже цементникам. В наиболее удачные годы прирост здесь пробивал отметку в 30%. В 2014-м, естественно, упоминание подобного показателя выглядит как насмешка, но и резкого падения точно не наблюдалось. Более того, в период, когда рубль начал валиться, а люди стали массово забирать вклады и искать новые точки их размещения, в секторе даже царило некоторое оживление.

Назвать даже приблизительный объем рынка строительных и отделочных материалов сегодня практически нереально. Дело в том, что статистические данные невероятно занижены. Во-первых, в отрасли работает огромное количество мелких компаний, продукция которых никем не учитывается. Во-вторых, в официальных реестрах нередко отсутствуют даже известные и крупные заводы.

В-третьих, в открытый доступ попадает далеко не все, что производится. Например, в Москве и области более 50% стройматериалов не выходит за пределы вертикально-интегрированных холдингов. В регионах этот показатель может превышать 30%. И как на фоне всего этого верить официальной статистике?

Цены на рынке отделочных материалов

рынок отделочных материаловВ 2015 году цены на рынке отделочных материалов вырастут минимум на 30%. Сразу оговоримся, речь в первую очередь идет о зарубежных товарах, относящихся к высшим ценовым сегментам. Производители и реализаторы не стали делать этого в конце 2014-го, продавая складские запасы по старой стоимости, но теперь все будет урегулировано соответственно курсу рубля.

Что касается стройматериалов попроще, то здесь возможны варианты. Отечественные и дешевые импортные товары (из Китая, например) тоже, скорее всего, подорожают ввиду слабости рубля. А вот насколько, это зависит от спроса. Если финансовое положение в стране останется хотя бы на нынешнем уровне, то отрасль начнет потихоньку оживать, и тогда можно будет говорить о более-менее серьезном повышении. Если станет ухудшаться, то игрокам придется подумать о снижении своей маржи.

«Маленьким» легче

Любой кризис характеризуется тем, что все начинают оптимизировать бюджеты и сокращать издержки. В крупных компаниях отменяются инвестиции в модернизацию производства, пересматриваются планы продаж и рекламные бюджеты, ужесточается расчетная политика и т. д. Некоторые участники рынка строительных и отделочных материалов даже замораживают деятельность до лучших времен.

В такой ситуации увереннее других всегда чувствуют себя маленькие фирмы, работающие в регионах. Их плюсом в конкурентной борьбе является упрощенная система налогообложения и отсутствие больших представительских расходов. Многие теневые компании, вообще, не платят налогов, поэтому могут устанавливать более доступные цены. И как с этим бороться?

Активность прежде всего

цены увеличатсяГлавным требованием выживания на рынке отделочных материалов в условиях экономического кризиса является гибкость со стратегиями продаж. Не секрет, что в обычное время лучшим вариантом считается сотрудничество с крупными дистрибьюторами, обладающими отлаженной системой сбыта. Сегодня более перспективно выглядит работа с небольшими и средними дилерами, не боящимися активно продвигать новые продукты.

Многие организации, имеющие в партнерах мощного дистрибьютора, сталкиваются с такой проблемой, как сложность продвижения ранее не выпускаемого товара. Крупные реализаторы не слишком любят иметь дело с неизвестным, предпочитая уже хорошо зарекомендовавшие себя позиции. Для них это дополнительные издержки и усилия, которые не факт, что оправдаются. А ведь кризис – это как раз то время, когда дешевле и эффективнее всего продвигать свежий продукт. С динамичными дилерами добиться нужного результата будет гораздо проще.

Одно можно сказать однозначно, «отдыхать» в 2015 году на рынке отделочных материалов никому не рекомендуется. Не идут продажи, нужно разрабатывать новые проекты. Понятно, что все признаки многолетней экономической депрессии налицо и рассчитывать на скорое восстановление прежних позиций не стоит. Тем не менее нужно постоянно держать руку на пульсе событий. Рано или поздно ситуация обязательно стабилизируется и тогда все приложенные усилия и затраченные средства окупятся с лихвой. 



Комментарии
{**}