Рынок лакокрасочных материалов: 7 главных трендов

15 апреля 2015, 21:56 4748

Упадок в строительстве и промышленности не слишком сильно сказался на рынке лакокрасочных материалов в России, особенно когда сравнивать его с другими сегментами отечественной экономики. Безусловно, серьезное снижение спроса со стороны покупателей ощущается, − странно, если бы это было не так, − но в целом участники сектора демонстрируют сдержанный оптимизм.

Рынок лакокрасочных материалов в 2014 году

рынок лакокрасочных материаловНа протяжении полутора десятка лет, начиная с «нулевых» и за исключением кризисных, рынок лакокрасочных материалов демонстрировал стабильный рост при минимальном уровне в 10%. Следует отметить, что восстановление от депрессий (помимо 2008-2009 гг тишина в секторе также наблюдалась в 2001-2003 гг) всегда осуществлялось здесь в кратчайшие сроки. Будем надеяться, что и в этот раз не будет по-другому.

Считается, что общий объем сектора составляет в натуральном выражении примерно миллион тонн в год. В этом можно усомниться. Например, по официальным источникам, на рынке лакокрасочных материалов в России действует лишь немногим более сотни предприятий, хотя эксперты предполагают, что на самом деле их количество может колебаться от 600 до 1000 организаций. Достаточно трудно при таких серьезных разночтениях говорить о сколь-нибудь объективных показателях объемов производства.

Перспективы рынка лакокрасочных материалов в России

В 2014 году отрасль в целом продемонстрировала отрицательную динамику, но представители ведущих компаний не драматизируют. В каждом сегменте своя ситуация. Например, в зоне повышенного риска производители ЛКМ, используемых в строительстве и машиностроении. Также в целях экономии многие организации отказываются от порошковых красок, предпочитая им жидкие. То есть, здесь проигрывают одни, выигрывают другие. По-прежнему велик спрос на автокраски.  И так далее.

Что касается цен, то они на рынке лакокрасочных материалов, скорее всего, будут расти. Из-за девальвации рубля подорожает даже недорогая китайская продукция, отечественные производители тоже не станут работать себя в убыток. Если говорить о перспективах на 2015-го в целом, то лучше чем 2014-й он точно не будет, но и очень резкого падения участники не ожидают. Естественно, что эти прогнозы действительны только при нынешнем состоянии экономики.

Семь трендов: часть первая

  1. немецкие краски были среди лидеров импортаНа протяжении последних лет конкуренция на рынке лакокрасочных материалов постоянно усиливается. Даже несмотря на кризис, мало кто из местных игроков пока задумывается об уходе, за исключением разве что компаний, активно использующих в своей работе импортные составляющие. Учитывая нынешнюю ситуацию, конкурентная борьба будет ужесточаться.
  2. До недавнего времени на долю импорта приходилось порядка 30% всех продаж. К числу крупнейших поставщиков традиционно относились немецкие, финские и шведские компании. Большинство ввозимой продукции относилось к верхнему ценовому сегменту. Очевидно, что в нынешней ситуации количество товаров из Европы существенно снизится.
  3. Освободившиеся на российском рынке лакокрасочных материалов ниши постараются занять представители азиатских стран – Китая, Индии, Южной Кореи. Главным преимуществом этих государств в конкурентной борьбе является возможность демпинговать, причем на протяжении очень длительного времени. С одной стороны, это хорошо для покупателей, с другой – очень плохо для отечественных производителей.
  4. Российские компании тоже активно экспортируют в Азию, но в основном это страны бывшего Советского Союза. Около половины товаров из РФ направляется в Казахстан (31%) и Узбекистан (17%). Кроме того, ЛКМ достаточно активно поставляются в Беларусь (26%) и страны Балтии. Дальнее зарубежье продукцией местных фирм пока интересуется слабо.

Семь трендов: часть вторая

  1. организации отказываются от порошковых красокРазвитие рынка лакокрасочных материалов напрямую зависит от инвестирования крупных игроков в высокотехнологичное оборудование. К сожалению, с этим сейчас у многих серьезные проблемы ввиду общей финансовой ситуации в стране и проблем с кредитованием. Здесь остается только ждать, когда с колен встанет и экономика. Серьезная господдержка в ближайшее время вряд ли предвидится.
  2. Общемировая тенденция – стремление к максимальной экологичности и натуральности ЛКМ – уже актуальна и в РФ. Ведущие компании активно работают над снижением содержания вредных веществ в своей продукции, но ввиду вышеупомянутых причин это направление развивается не так быстро, как хотелось бы.  
  3. Чтобы завоевать лидирующие позиции в отрасли, сегодня очень важно иметь возможность представить потребителю максимально широкую линейку предложений. Крупнейшие предприятия стремятся к тому, чтобы выпускать практически все, начиная от индустриальных красок и заканчивая эксклюзивными декоративными материалами. 


Комментарии
{**}