Рынок кровельных материалов: анализ и прогноз

14 апреля 2015, 09:55 3353

Российский рынок кровельных материалов относится к числу «тугодумов»: общие негативные тенденции в строительстве обычно доходят до него не раньше, чем спустя год–полтора. Примерно так происходит и сегодня. Возведение и обустройство многих ранее начатых объектов в 2014-м продолжалось обычными темпами, поэтому наступления кризиса в секторе многие даже не заметили.

Рынок кровельных материалов в 2014 году

рынок кровельных материаловПо приблизительным оценкам, емкость отечественного рынка кровельных материалов превышает миллиард квадратных метров. Более точные данные называть сложно ввиду очень слабой работы статистиков в этом секторе. По итогам 2014-го отрасль в целом не сильно просела, но и роста особого не было.

Как уже было сказано вначале, кризисным для участников должен стать скорее следующий год, но представители многих организаций считают, что и он будет вполне удовлетворительным. Основная причина такого оптимизма – подготовка к мировому футбольному первенству, которое должно состояться в 2018-м, и связанными с этим госзаказами. От частных застройщиков российский рынок кровельных материалов пока зависит относительно мало.

Наиболее эффективным периодом с точки зрения продаж в 2014 году стал последний квартал. Энергичное снижение рубля заставило людей искать новые места для размещения своих банковских вкладов, чем немного воспользовались и кровельщики. В первые два месяца 2015-го продажи тоже были существенно выше, чем в 2014-м. Это можно объяснить неверием в национальную валюту. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше.

Региональная структура российского рынка кровельных материалов

мягкая черепица пользуется популярностьюПрежде всего, следует отметить, что природные и климатические условия региона не играют особой роли при выборе предпочтений населения. Все виды покрытий реализуются более-менее пропорционально. Разве что мягкая черепица очень популярна в Северо-Кавказском и Южном ФО, а также в Ставропольском и Краснодарском крае, где она заметно опережает всех конкурентов.

Зато на рынке кровельных материалов наблюдается ярко выраженная связь между зажиточностью региона и количеством представленных на нем дилеров. При этом сети создают только в городах численностью от 800 000 человек, в которых потребительские расходы на душу населения превышают 6 000 рублей. Если в области такие отсутствуют, то там практически нет и крупных игроков в среднем и высоком ценовом сегменте. В качестве примера можно взять такие республики, как Адыгея, Карелия, Тыва и др.

Основные проблемы

снижение рубляНесмотря на относительное благополучие отрасли, проблем у нее хватает. В частности, очень сильно мешает развитию несовершенство отечественного законодательства. Огромное количество трудностей возникает именно на этапе создания документации. Сложности усугубляет еще и слабая официальная статистическая база, в которой зачастую нельзя найти информации даже о крупных и известных предприятиях.

Многое уже в этом отношении сделали сами строители. Например, была проведена огромная работа по актуализации версии СНиП «Кровли». Кстати, срок давности нынешнего документа превышает двадцать лет. Главное, чтобы столько же не пришлось ждать утверждения. Еще одной достаточно серьезной проблемой сектора является его монополизация, которая серьезно влияет на ценовую ситуацию.

В целом рынок кровельных материалов, безусловно, ощущает отсутствие должного внимания со стороны государственных органов. Естественно, что в нынешних политических и экономических реалиях на их внезапно проснувшийся интерес надежды мало, но кое-каких шагов от правительства участники отрасли все-таки ожидают. Во-первых, ограничения тарифов естественных монополий, во-вторых, мер по предотвращению экспансии дешевых товаров из Азии. О таких вещах, как доступные кредиты, речь даже не идет, хотя многие компании от них, конечно, не отказались бы.

Перспективы

Перспективы рынка кровельных материалов напрямую зависят от уровня госзаказов. На протяжении 2015-го и даже нескольких последующих лет планка здесь, скорее всего, не будет очень сильно опускаться, хотя и не факт, а вот дальше мрак и неизвестность. Если экономика будет продолжать валиться, то отрасль, естественно, не ждет ничего хорошего. При благоприятных сценариях развития она достаточно быстро вернется к прежним показателям.

Нужно находить и плюсы. Кризис – это лучшее время для усовершенствования. Когда объемы снижаются и замедляются, у игроков рынка кровельных материалов появляется время поработать над оптимизацией своей деятельности. В периоды активности это всегда откладывается на потом, а между тем многие компании теряют немало средств именно из-за неэффективной организации. В нынешних реалиях позволять себе так транжирить деньги уже недопустимая роскошь.

 



Комментарии
{**}