Рынок керамики переживает спад

11 апреля 2015, 09:47 1261

Практически все отрасли отечественной промышленности переживают сегодня не лучшие времена. Рынок керамики не является в этом плане исключением. Рассчитывать на чудодейственный эффект от импортоизмещения здесь особо не приходится. Основной поставщик подобной продукции Китай (на долю импорта у нас сегодня приходится порядка 85-90%) свое главное конкурентное преимущество – низкие цены – вряд ли утратит и санкций против него в ближайшее время никто точно вводить не будет.

Российский рынок керамики сегодня

рынок керамики переживает спадНачиная с 2009 года, рынок керамики в России демонстрировал небольшой, но стабильный рост. В 2014-й сектор упал примерно на 15-20%. Чтобы понять, насколько серьезным стало это падение, следует немного вспомнить, как развивалась отрасль в новейшей истории РФ. Если брать за точку отсчета период развала СССР, то объемы производства за это время снизились в 15,5 раз. Впечатляет?

Доля отечественных игроков рынка керамики сегодня составляет не больше 15%. Учитывая, что один из крупнейших импортеров Украина как минимум на ближайшее время отпадет, можно ожидать незначительного улучшения позиций российских производителей. Впрочем, и это еще большой вопрос. На протяжении последних нескольких лет индустрия потеряла сразу несколько предприятий-гигантов, численность работников на которых исчислялась тысячами.

Главные проблемы отечественного рынка керамики

высокие процентные ставки на кредитПочему же на рынке керамики сложилась столь малоприятная ситуация, когда отечественные производства по всем статьям проигрывают конкуренцию не только заводам Китая и Юго-Восточной Азии, но и организациям, базирующимся в странах ближнего зарубежья? Существует ряд причин, способных объяснить этот феномен.

Первая, это высокая себестоимость российских товаров. Постоянный рост тарифов на электроэнергию и газ заставляет ежегодно увеличивать цены на продукцию примерно на 10-20%, тогда как зарубежные конкуренты могут спокойно позволить себе прибавку менее 5%. Проигрывают ведущие игроки рынка керамики и в таком компоненте, как оплата труда и отчисления с нее. К примеру, в Китае она где-то в три раза ниже, причем социальные отчисления отсутствуют вообще.

Второй фактор, это высокие ставки на кредит, которые за последний год увеличились еще больше. В Китае и даже в Беларуси существует прямая государственная поддержка предприятий, желающих взять ссуду, например, на техническое переоснащение. В России же кредит взять не только дорого, но и достаточно сложно. Так было и раньше, но теперь все станет намного хуже.

Третья проблема, это сложности с заменой технического оборудования, которое на многих предприятиях уже элементарно устарело. Даже если удается найти кредит на это дело, то уже на стадии разработки проектной документации приходится финансово «отбиваться» от различных экологических и бюрократических организаций. Такие дополнительные расходы зачастую являются непосильными.

Необходимые изменения

снижение налоговой нагрузкиЧтобы исправить ситуацию в отрасли к лучшему как можно быстрее ведущие игроки рынка керамики предлагают незамедлительно осуществить комплекс следующих мероприятий. Прежде всего, речь идет об ограничении роста тарифов естественных монополий до 10% в год и снижении налоговой нагрузки. Также необходимо на определенный период ввести дополнительную специфическую пошлину на весь импорт.

Помимо этих незамедлительных мер предлагается создать специальную программу восстановления и развития организаций, занятых в легкой промышленности, и внести туда все компании, которые занимаются выпуском керамической продукции. В рамках этого проекта следует создать специальный фонд кредитования. Есть, конечно, и другие вопросы, требующие решения, но они не являются столь животрепещущими.

Вывод

Очевидно, что в нынешней геополитической и экономической ситуации рынок керамики не может рассчитывать на особую поддержку со стороны правительства. Сектор никогда не относился к числу стратегически значимых для государственного бюджета, поэтому основные его силы будут брошены на другие цели. Единственные, кто может выиграть в подобной ситуации – предприятия, ориентированные на экспорт. Серьезное удешевление рубля позволит им увеличить свои доходы буквально на ровном месте.

В остальном ситуация выглядит не слишком обнадеживающе для отечественных производителей. Из главных импортеров отпадет только Украина, доля которой составляла порядка 10%. Азиаты и белорусы наверняка попытаются занять эту нишу, причем серьезно повысить свою конкурентоспособность в ценовом отношении россиянам вряд ли удастся. Остается надеяться, что власть хотя бы не будет мешать новыми бюрократическими преградами и решениями, а финансовый кризис в скором времени будет завершен.



Комментарии
{**}