Производство пластиковой посуды стало выгоднее из-за девальвации

27 марта 2015, 18:53 1555

Производство пластиковой посуды в России чувствует себя сегодня относительно неплохо, особенно в сравнении с большинством других отраслей отечественной экономики. Да, покупательная способность населения падает, а ведение предпринимательской деятельности осложняется и это сказывается на всех. Однако есть и ряд положительных моментов, позволяющих многим участникам сектора смотреть в будущее с умеренным оптимизмом.

Особенности производства пластиковой посуды в России

производство пластиковой посудыВ то время как в США и ряде европейских стран требования к пластмассовой пищевой таре постоянно ужесточаются (в некоторых американских городах, например, она уже запрещена вообще), в РФ по-прежнему наибольшим спросом пользуются товары из недорого пластика. Самая востребованная позиция – стаканчики, на которые приходится примерно половина рынка. Доля тарелок составляет порядка 30%, всевозможных столовых приборов – 20%.

В 2014 году более-менее масштабным производством пластиковой посуды занималось порядка 100 организаций. Примерно 50% рынка контролируется участниками первой десятки. Безусловным лидером отрасли является финская компания Huhtamaki, выпускающая больше трети от всей одноразовой продукции. Ее завод базируется в Подмосковье.

По подсчетам экспертов, сектор еще очень далек от насыщения. На сегодняшний день он освоен примерно на треть, что открывает неплохие возможности для новых игроков. Начать производство пластиковой посуды в нашей стране стоит недешево (от 50 тыс. долларов), зато эти затраты отбиваются в течение полутора – двух лет. Отрасль развивается хоть и достаточно медленно (не больше 15% ежегодного прироста), но уверенно. Даже в период предыдущего кризиса рост не останавливался, а лишь немного притормаживал.

Производство пластиковой посуды: импорт и экспорт

компания HuhtamakiОбъемы, выпускаемые отечественными предприятиями, еще достаточно далеки от уровня ведущих стран, однако доля импорта в отрасли не слишком велика – всего 10-15% (без учета продукции компании Huhtamaki, которая пока причисляется к местным производителям). До 40% товаров поступает из Китая, второе и третье место в этом рейтинге занимают поляки и португальцы.

Масштабы производства пластиковой посуды на экспорт тоже не впечатляют. Главными потребителями российских изделий являются казахи, таджики и киргизы. До наступления известных событий в числе основных покупателей значилась и Украина. Впрочем, даже если поставки за границу будут сведены к нулю, отрасль этого практически не ощутит, так как речь идет об относительно незначительных партиях.

Заботы производителей

Главной проблемой для всех без исключения игроков сектора является существенное подорожание импортного оборудования и комплектующих к нему. Ранее наибольшим спросом пользовались технологические линии из Германии и Австрии, теперь многие будут вынуждены переориентироваться на сотрудничество с более «скромными» китайскими и тайванскими фирмами. В любом случае существенно вырастет порог входа.

Еще один момент, который необходимо обязательно учитывать, это повышенный риск столкнуться с дефицитом сырья. Большинство российских производств пластиковой посуды работает на полипропилене – материале, который выпускают всего три завода в стране. До прошлого года большие партии также закупались в Луганске, но сегодня эти поставки заблокированы.

Все будет хорошо?

падение рубляСущественное падение рубля, случившееся под конец минувшего года, крайне негативно сказалось на покупательной способности населения и это, безусловно, плохо для всей экономики в целом. Однако для российских компаний, занимающихся производством пластиковой посуды, девальвация национальной валюты может даже сыграть на руку. Как такое возможно?Очень просто.

Как показывает опыт предыдущих финансовых кризисов, ухудшение экономической ситуации в стране достаточно позитивно сказывается на рынке фаст-фуда. Многие люди, привыкшие завтракать, обедать и ужинать вне дома, переориентируются на менее затратные варианты принятия пищи. Это с большой долей вероятности означает увеличение спроса на пластмассовую тару со стороны предприятий быстрого питания. То есть, продажи как минимум сохранятся на приемлемом уровне, что уже само по себе хорошо.

Учитывая резкое увеличение рублевых затрат на импорт, организации, ранее ориентирующиеся на продукцию зарубежных брендов, начнут искать более дешевые варианты. Таким образом, отечественное производство пластиковой посуды получает дополнительный стимул. Добавьте к этому падение цен на нефть – главное сырье для создания полипропилена – и вы получите перспективы, о которых основная масса промышленных предприятий в нынешних условиях может только мечтать.



Комментарии
{**}