Рынок пластиковых окон сжимается из-за кризиса

24 марта 2015, 14:05 3031

В 2014 году общий объем российского рынка пластиковых окон сократился примерно на 10-15%. Итоги первого квартала были довольно оптимистичными, однако дальнейшее развитие событий окончательно лишило участников иллюзий, что отрасль уже в ближайшее время сумеет вернуться к докризисным темпам развития. Перспективы на 2015-й тоже пока выглядят не слишком обнадеживающе.

Рынок пластиковых окон в 2014

рынок пластиковых оконПадение отечественного рынка пластиковых окон началось еще в 2013 году, по итогам которого его объем сократился на 8%. Если в 2012-м было продано около 58 млн м², то в 2013-м уже только 53,4 млн м². В 2014-м этот показатель составил всего 46,8 млн м². В связи с уменьшением спроса отрасль покинули немало производителей. По некоторым данным, речь идет минимум о 10% компаний.

Столь серьезное ухудшение положения дел в секторе объясняется достаточно просто. Во-первых, произошло его насыщение. Важнейший драйвер роста – замена деревянных окон во вторичном жилом фонде – уже практически себя исчерпал. Во-вторых, замедлилось строительство новостроек, на которое делает ставку большинство крупных поставщиков.

Санкции, резко ухудшившие экономическую ситуацию, которая была далеко не идеальной и раньше, тоже негативно сказались на рынке пластиковых окон. Ослабление рубля вынудило большинство продавцов поднять цены на свою продукцию и, учитывая «необязательность» подобных покупок, многие потребители решили отложить их до лучших времен.

Цены на рынке пластиковых окон будут расти

цена будет растиНачало нового сезона ознаменуется резким повышением стоимости ПВХ изделий. Связано это в первую очередь с подорожанием импортных комплектующих и материалов. По оценкам экспертов, цены на оконную продукцию в среднем возрастут примерно на 25-30%. Некоторые производители постараются сократить расходы за счет применения новых более дешевых элементов, но это будет означать ухудшение качества.

Рынок пластиковых окон и раньше сталкивался с такой проблемой, как демпинг. Очевидно, что сознательное снижение цены ниже общего уровня при сохранении доходности возможно лишь за счет экономии на комплектующих и качестве сборки. Если раньше потребители имели возможность отказываться от таких предложений, то в нынешних финансовых реалиях многие начинают на это соглашаться.

Желание сэкономить на ровном месте всегда может больно ударить по самому покупателю. Во-первых, приобретается товар сомнительного качества. Во-вторых, отсутствие четких стандартов позволяет установщикам игнорировать требования относительно энергосберегающих свойств оконных конструкций. Как правило, такой монтаж – процесс практически не контролируемый государством. Когда речь идет о «хитрых» организациях, вероятность халтуры при установке всегда на порядок выше.

Падение отрасли только увеличит количество компаний, проводящих демпинговую политику. Также начнется серьезная переориентация спроса в сторону бюджетных вариантов. Все это, естественно, скажется на развитии сектора самым негативным образом. Изменить ситуацию в лучшую сторону сможет помочь только выздоровление российской экономики.

Позитивные моменты

При всех неприятностях, выпавших на долю игроков рынка пластиковых окон в последние годы, были для них и позитивные моменты. Одним из них, как это ни странно, можно считать резкое ослабление национальной валюты. Падение рубля вынудило население искать способы спасения своих сбережений. Многие посчитали, что стоит вложиться в приобретение товаров долгосрочного использования.

Помимо непосредственно покупки и установки ПВХ конструкций, люди достаточно основательно инвестировали в строительство. Это привело к тому, что увеличилась доля заказов в сегменте индивидуальных малоэтажных застроек. Подобная активность граждан позволит многим производителям продержаться на плаву еще как минимум год - полтора – этого времени вполне достаточно, чтобы как-то реорганизовать свою деятельность.

Прогнозы на 2015 год

падение рубля
Наиболее оптимистичный прогноз на 2015-й для рынка пластиковых окон – сохранение позиций на уровне 2014-го. В то, что это произойдет, специалисты практически не верят. Если экономика страны начнет выздоравливать, то производители могут надеяться на определенный рост в 2016-м, когда появится возможность реализовать отложенный спрос.

Компании, сделавшие ставку на демпинг, смогут извлечь из этого кратковременную выгоду, однако рассчитывать на что-то большее в долгосрочной перспективе им не приходится. В ближайшие годы на рынке пластиковых окон наиболее уверенно будут чувствовать себя компании, сумевшие найти баланс между приемлемой ценой и высоким качеством сервиса и продукции. Привлекать клиентов исключительно дешевизной уже не получится, а вот смещение спроса к бюджетным сегментам произойдет наверняка.



Комментарии
{**}