Рынок электроники ждет падение продаж

17 марта 2015, 09:30 1732

По итогам четвертого квартала 2014 года отечественный рынок электроники достиг исторического максимума. Объем продаж за последние три месяца превысил показатель в 500 млрд рублей. Специалисты уверены, что главная причина подобного ажиотажа – резкая девальвация национальной валюты, побудившая население массово скупать товары долговременного использования. Уже в 2015-м отрасли предсказывают достаточно глубокий и затяжной кризис.

Обзор рынка электроники за 2014 год

обзор рынка электроникиПо подсчетам экспертов, емкость российского рынка электроники в 2014-м приблизилась к показателю в 1,47 трлн рублей. Это на 6% больше, чем в 2013-м. Если сравнивать исключительно четвертые кварталы, то здесь разница составила уже порядка 25%. Аналитики призывают не слишком этим обольщаться, ведь активность покупателей в минувшем году была вызвана исключительно желанием сохранить стремительно обесценивающиеся рублевые сбережения.

Стоимость большинства товаров начала расти уже в сентябре. К концу декабря она увеличилась по сравнению с августом в среднем на 30%. Такое подорожание можно считать относительно умеренным. Замедлить его темпы удалось в основном за счет реализации старых запасов. Быстрее и сильнее других дорожали телевизоры и стационарные компьютеры. Самыми «стойкими» оказались цены на смартфоны, которые выросли всего на 10-12%.

Ценовая политика ведущих игроков российского рынка электроники в 2014-м

доля рынка Samsung увеличиласьКак показывает обзор рынка электроники, ведущие компании отреагировали на резкое падение рубля по-разному. Рассмотрим на примере производителей гаджетов. Apple пошла по пути мгновенного повышения цен, увеличив их более чем на четверть. Их давний конкурент Samsung, наоборот, решил снизить стоимость некоторых своих моделей. В результате продажи первых упали примерно на 30%, тогда как на отдельные товары вторых спрос возрос почти в четыре раза.

Удачный выбор краткосрочной стратегии позволил Samsung увеличить свою долю на российском рынке электроники сразу на 2,7% всего за пару декабрьских недель. Интересно, что у этого производителя стали лучше продаваться и модели, цены на которые не снижались. В целом почти все компании, решившие какое-то время удерживать стоимость своей продукции, оказались в выигрыше. Это касается таких производителей, как Sony, Canon, LG и Philips.

Впереди затяжной спад

снижение покупательской способности населенияЕстественно, что возможность держать цены на докризисном уровне за счет старых запасов уже практически исчерпалась. Дистрибьюторам приходится увеличивать затраты на новые закупки, поэтому им необходимо определяться, как жить дальше. Судя по всему, компании больше не станут искусственно ограничивать стоимость своей продукции. Тот же Samsung уже увеличил расценки на многие модели примерно в полтора раза.

В общем, те, кто сильно хотел, успели скупиться, теперь определяющим фактором является снижение покупательной способности населения. Очевидно, что в таких условиях отрасль никак не может рассчитывать на нормальное развитие. Практически все эксперты предсказывают отечественному рынку электроники провальный год. Уже в январе продажи по сравнению с 2014-м сократились почти на 40%. Не исключено, что по итогам первого полугодия сектор рухнет более чем на 50%.

Изучая обзоры рынка электроники кризисных лет, всегда можно наблюдать резкое падение спроса на дорогие товары. Вряд ли в этот раз данная тенденция будет нарушена. По оптимистичным подсчетам, отрасль потеряет около 30% доходов в долларовом эквиваленте и приблизительно 10% - в рублевом. Наиболее пессимистичные прогнозы высказываются в отношении категорий «телевизоры» и «игровые приставки», также ожидается серьезный спад интереса к плеерам, фотоаппаратам, навигаторам и электронным книгам.

Чего ожидать

В целом интерес покупателей будет смещаться к дешевым сегментам. Вследствие этого ожидается увеличение доли китайских товаров. К сожалению, стоимость недорогой продукции тоже может неоправданно возрасти. Причиной является введение экологического утилизационного сбора, согласно которому продавцы должны будут выплачивать ставку в 4,5%. Специалисты уверены, что такая дополнительная нагрузка станет настоящим «камнем на шею» для многих малых и средних компаний.

В нынешней ситуации есть и пара плюсов. Например, с российского рынка электроники начнут массово исчезать перекупщики. В условиях кризиса наверняка возрастет маркетинговая активность ряда фирм, ранее широкой аудитории практически неизвестных. Подавляющее большинство из них с нормализацией экономического климата снова уйдут в тень, но не исключено, что в результате «смутных» времен в отрасли появится и несколько новых интересных игроков. На этом положительные моменты, пожалуй, заканчиваются.



Комментарии
{**}