Рынок социальных услуг ждет перемен

05 марта 2015, 10:32 2018

Рынок социальных услуг ждет перемен

С января нынешнего года вступил в силу новый федеральный закон, который уже в ближайшем будущем может в корне изменить положение дел на отечественном рынке социальных услуг. Согласно этому документу отныне право предоставлять подобный сервис населению имеют не только государственные, а и некоммерческие организации (НКО). Давайте попробуем разобраться, к чему может привести такой шаг.

Новый этап в развитии рынка социальных услуг

Закон о расширении возможностей НКО на рынке социальных услуг регламентирует отношения между гражданами и организациями. В нем отражены основные принципы соцсопровождения, а также приведен список критериев, согласно которым человек получает право на то, чтобы считаться попавшим в «трудную жизненную ситуацию».

В этот реестр входит утрата способности к самообслуживанию (полная или частичная), отсутствие опекунов у совершеннолетних, наличие в семье инвалидов и т. д. Основанием для получения бесплатных соцуслуг может считаться и плохое финансовое положение. Если человек признается нуждающимся в помощи, для него разрабатывается индивидуальная программа, в которой в числе всего прочего указывается перечень учреждений, где ему могут посодействовать.

Что ожидает потребителей рынка социальных услуг

рынок социальных услугС принятием вышеупомянутого закона увеличилось и количество людей, которые могут рассчитывать на бесплатное соцобслуживание. Если раньше в эту категорию входили только граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума, то теперь к ней относятся все, кто зарабатывает меньше полутора ПМ. При этом федеральный центр не стал утруждать себя финансовой поддержкой регионов, предоставив им самим искать дополнительные деньги.

Учитывая, что общий долг областей государству приближается к отметке 1,5 трлн рублей, пока не слишком понятно, где находить эти средства. Для привлечения на рынок социальных услуг негосударственных организаций им обещаны бюджетные субсидии и возможность принимать участие в проводимых властями тендерах. Как будет на практике, мы сможем оценить в полной мере только в конце 2015 года.

Говоря о дальнейшем развитии рынка социальных услуг, нельзя забывать и о тех, кто не может рассчитывать здесь на «халяву». Согласно новому законодательству, платный сервис не может превышать половины от разницы величины среднедушевого дохода его получателя и предельной величины этого показателя, установленной регионом для таких случаев. Это означает, что НКО или коммерческая организация не смогут запрашивать цены, выходящие за определенные рамки.

Основные риски

деятельность НКОНесмотря на то что количество тех, кто имеет право на бесплатную помощь, формально увеличилось, на самом деле ситуация выглядит неоднозначно. В то время как граждане с маленькими, но «хорошими» (то есть, выше установленного минимума) зарплатами вынуждены будут платить зачастую неподъемные для них деньги, государство не станет отказывать в «халявном» обслуживании, например, алкоголику или бомжу.

Отдельную тревогу у работающих на рынке социальных услуг правозащитников вызывает норма, предусматривающая возможность профилактики критических семейных ситуаций. Специалисты считают, что этот параграф позволяет органам опеки напрямую вмешиваться во внутренние дела любой семьи, которую по каким-то причинам посчитают неблагополучной.

Не исключено, что слишком рьяные сотрудники будут пытаться навязывать так называемое соцсопровождение – различную платную помощь, не имеющую отношение непосредственно к соцуслугам. Заявления депутатов Госдумы об исключительно добровольном характере подобного сопровождения никак не подтверждаются юридически, поэтому вышеописанные опасения трудно назвать беспочвенными.

Перспективы

финансовая поддержка регионовДля того чтобы НКО могло полноценно действовать на рынке социальных услуг, ему необходимо направить необходимый пакет документов в министерство. Существуют определенные критерии, несоблюдение которых лишит компанию права работать в отрасли. При принятии решения относительно включения организации в реестр должны также обязательно учитываться такие факторы, как стаж и репутация фирмы.

НКО, допущенные к работе, будут действовать на основании подписанного с государством договора, рассчитываться с ними будут только по факту. Представители госорганов считают, что появление новых участников позволит существенно разнообразить и улучшить качество обслуживания для населения.

Насколько они правы в своих прогнозах развития рынка социальных услуг, покажет лишь время, однако, основания для сдержанного оптимизма все же присутствуют. В ряде регионов России уже на протяжении нескольких лет похожие программы действуют на уровне грантов. Как показывает практика, в большинстве случаев опыт оказался достаточно удачным (пример, социальное такси).



Комментарии
{**}