Рынок услуг доставки ждет консолидация

17 февраля 2015, 18:09 1696

Рынок услуг доставки ждет консолидация

Российский рынок услуг доставки, как и вся экономика в целом, переживает сегодня непростые времена. Падение рубля негативно сказалось на покупательной способности населения. Существенно уменьшилось количество как внутренних, так и международных перевозок. На то, что в 2015 году ситуация изменится в лучшую сторону, рассчитывать могут только неисправимые оптимисты.

Краткий обзор рынка услуг доставки РФ

рынок услуг доставкиОтечественный рынок услуг доставки характеризуется в первую очередь тем, что практически все его участники пользуются услугами конкурентов. Связано это с размерами страны, полномасштабно охватить более-менее крупные населенные пункты не под силу ни одному оператору. В 2014-м ухудшилась ситуация с международными перевозками. Ухудшение позиций национальной валюты, осложнение геополитической обстановки, ужесточения контроля ВЭД – все это затрудняет деятельность компаний.

Еще одной особенностью отрасли является централизация грузопотоков. Если в развитых странах они относительно равномерно распределяются между всеми крупными городами, то в России львиная доля отправок идет из Москвы из Санкт-Петербурга. Для развития регионов требуются огромные инвестиции, отдача от которых даже в нормальной экономической ситуации была бы не слишком высока. В сегодняшних же реалиях на подобные капиталовложения, вообще, мало кто решится.

Рынок услуг доставки в 2014-м

По итогам года можно констатировать падение рынка услуг доставки, реальные масштабы которого будут видны по итогам первого квартала 2015-го. Нынешний кризис невозможно сравнивать с тем, что был в 2009-м. Тогда Россия была одним из партнеров Запада и могла рассчитывать на его всестороннюю поддержку. Сегодня придется справляться в основном собственными силами.

Падение платежеспособности населения уже привело к снижению спроса на товары не первой необходимости и, как минимум, ближайшие несколько месяцев этот процесс не будет останавливаться. На курьерских службах существенно сказалось уменьшение объема продаж в интернете, а ведь именно этот сегмент был наиболее активно развивающимся в последние годы.

Никуда не делись и системные проблемы рынка услуг доставки. По-прежнему остается неразвитой дорожная и складская инфраструктура. Рассчитывать на положительные изменения в ближайшее время вряд ли приходится. Оставляет желать лучшего обслуживание. Постоянную головную боль обеспечивает и действующее законодательство, количество противоречий и непонятных моментов в котором просто поражает.

Перспективы 2015

падение рубляСамая большая опасность для всех участников отрасли – дальнейшее падение национальной валюты. Если сбудутся самые пессимистичные прогнозы относительно рубля, отрасль ожидают массовые неплатежи и практически полная остановка бизнес-процессов. Конечно, это еще не конец света, но перспектива заново оказаться в начале девяностых никого не привлекает.

Год будет непростым даже в том случае, если рубль закрепится на нынешних позициях. Прогнозируется повышение тарифов и цен на горючее. Скорее всего, будут введены новые (с продаж, за проезд по федеральным трассам и т. д.) и увеличены старые налоги. В результате часть рынка услуг доставки уйдет в тень, что неудивительно. Уже сейчас в «сумрачной» зоне находится до 40% от отечественного ВВП.

Кто-то видит в кризисе и положительные для пользователей моменты, предполагая, что ужесточение конкуренции заставит компании снизить цены и повысить качество сервиса. Что касается первого момента, то это вполне вероятно, но относительно второго имеются серьезные сомнения. Эксперты склоняются к мнению, что за ближайшие пару лет ситуация в лучшую сторону здесь особо не изменится. Слишком уж велико количество проблем, которые следует оперативно решить.

Консолидация наступает

TNT может стать лидером рынкаВедущие игроки считают, что российский рынок услуг доставки слишком фрагментирован. В условиях, когда на существенную поддержку со стороны государства рассчитывать не приходится, консолидация бизнеса просто необходима. Возникшие в результате слияний и поглощений компании будут иметь большее доверие у клиентов, которым удобнее работать с операторами, имеющими максимальный территориальный охват.

Уже сейчас многие малые и средние предприятия выставлены на продажу, однако, «загребать» их к своим рукам крупные игроки пока не спешат. Впрочем, это временное явление. Как только ситуация хоть немного нормализуется, рынок услуг доставки ожидают масштабные объединения. Новыми гигантами отрасли могут стать как зарубежные холдинги (например, DHL и TNT), так и отечественные операторы (Почта России). В нынешней международной обстановке перспективы вторых выглядят более солидно, но кто знает, что будет уже через несколько месяцев.



Комментарии
{**}