Рынок полуфабрикатов показывает рост

03 февраля 2015, 12:31 4340

В 2014 году российский рынок замороженных полуфабрикатов вновь продемонстрировал рост в денежном выражении, но в целом дела в отрасли обстоят далеко не лучшим образом. Как, впрочем, и во всех остальных сферах отечественной торговли. Падение рубля достаточно сильно ударило по покупательной способности населения, а, следовательно, и по объемам продаж.

Краткий анализ рынка полуфабрикатов

рынок полуфабрикатовНа протяжении периода между кризисами отрасль стабильно росла не только в денежном, а и в натуральном выражении. По приблизительным подсчетам экспертом, в 2014-м общий объем продаж составил порядка двух миллионов тонн продукции (от 3 млрд долларов). Основными тенденциями предыдущего года можно назвать увеличение российского производства, а также повышение отпускных и розничных цен.

Активность отечественных производителей напрямую связана с санкциями, введенными против ряда зарубежных поставщиков. Как свидетельствует анализ рынка полуфабрикатов, доля импорта из «запрещенных» стран значительно снизилась. При этом существенно увеличилось количество поставок из Беларуси и Казахстана. Сохранится ли подобное положение дел в следующем году, во многом зависит от международной обстановки.

Структура рынка замороженных полуфабрикатов

мясные полуфабрикаты - лидер рынкаСамым емким является рынок мясных полуфабрикатов, доля которого составляет порядка половины от общего объема (свыше 1 млн т). Большая часть продаж здесь выпадает на сегмент пельмени/вареники/блины. Некоторые эксперты даже рассматривают его как отдельную категорию. В таком случае именно он становится лидером отрасли. Впрочем, подобная классификация встречается не очень часто.

Следующий по значимости «участок» - рынок мясных полуфабрикатов из птицы. Учитывая серьезное повышение цен на говядину и свинину, а также нежелание потребителей отказываться от мяса, в 2014-м этот сегмент перетянул к себе часть покупателей из лидирующего сектора. Данный тренд наверняка сохранится и в 2015 году. Третье место в этой классификации принадлежит морепродуктам, на которых приходится около 10% продаж.

Влияние кризиса

покупательская способность населения падаетРезкое ухудшение финансовой ситуации в стране негативно сказалось как на потребителях, так и на производителях. Благодаря падению рубля покупательная возможность клиентов резко упала. Кто-то из них вынужден переориентироваться на более дешевые товары, предпочитая тратить время на приготовление пищи из обычных продуктов, чем переплачивать за «заготовку». Кто-то остается верным своим привычкам, но уходит в более доступные ценовые сегменты.

Что касается производителей и оптовиков, то у них свои трудности. Себестоимость продукции растет, в частности, уже существенно подскочили расценки на электроэнергию. Участникам рынка замороженных полуфабрикатов, сотрудничающим с зарубежными компаниями, можно только посочувствовать. Мало того что им приходится платить все больше и больше, так еще и зачастую приходится менять налаженные каналы поставок.

Очень сложно приходится сейчас фирмам, имеющим серьезные задолженности перед банками. Взять кредит тоже проблема и это на фоне того, что сильно выросли процентные ставки. Ожидать появления каких-то инновационных продуктов в 2015-м, скорее всего, не стоит. Организации, у которых будут на руках свободные денежные средства, вряд ли сегодня рискнут вкладывать их в такие рискованные проекты. Гораздо надежнее будет инвестировать финансы в укрепление уже имеющихся позиций.

Перспективы

Как показывает анализ рынка полуфабрикатов в период финансового кризиса 2008, в первую очередь следует ждать резкого снижения спроса на относительно дорогие позиции. Вследствие этого может несколько возрасти количество продаж в дешевом и среднем ценовом сегменте. Не исключено, что ряд клиентов временно, вообще, откажутся от покупок подобной продукции, предпочтя подождать наступления лучших времен, однако вряд ли таких будет слишком много.

Больше других в нынешних условиях пострадает рынок мясных полуфабрикатов, доля импорта на котором остается существенной. Это должно сыграть на руку продавцам изделий из птицы, цены у которых ниже. В ситуации, когда говядина и свинина дорожают, также стоит ожидать увеличения интереса к сложным блюдам, в которых присутствует мясная составляющая. Например, к пицце или лазанье.

В целом ситуация в отрасли немногим хуже или лучше, чем в остальной торговле. Ожидать какого-то качественного улучшения в 2015 году, скорее всего, не приходится. Даже если страна полностью нормализует отношения со всеми партнерами, что очень маловероятно, падение экономики все равно продолжится. Если участникам сектора удастся закрепиться на сегодняшних позициях, это уже будет неплохо. А как будет на самом деле, посмотрим.



Комментарии
{**}