Рынок нефтепродуктов: парадокс за парадоксом

30 января 2015, 12:12 2890

Рынок нефти и нефтепродуктов испытывает в настоящее время не самые лучшие времена. Стоимость «черного золота» падает на протяжении уже нескольких месяцев и предпосылок к тому, что она вернется к позициям начала года уже в 2015-м, пока не наблюдается. Наиболее оптимистичный прогноз экспертов – незначительное повышение сегодняшних цен.

Краткий анализ рынка нефтепродуктов

рынок нефтепродуктовПадение на рынке нефти и нефтепродуктов началось в середине этого года. Инвесторы начали избавляться от фьючерсов, посчитав, что образовался существенный дисбаланс между спросом и предложением. Добавил масла в огонь и успех разработок сланцевых месторождений в Соединенных Штатах Америки. Сырья накопилось слишком много, при этом рост азиатских экономик, являющихся активнейшим потребителем в предыдущие годы, несколько притормозил.

На сложившуюся ситуацию мог повлиять ОПЕК, если бы принял решение сократить размеры добычи, но они от такого решения отказались. Более того, крупнейший из всех участников картеля добытчик, Саудовская Аравия стала сознательно снижать цены для потребителей. Специалисты считают, что таким образом руководители этой страны хотят «уморить» американцев, сделав добычу из сланцев для них нерентабельной.

Рынок нефтепродуктов в России

Роснефть - лидер рынкаТеоретически свое слово здесь могли бы сказать россияне, но быстро снизить объемы не позволяет нынешняя техническая база. Об этом было объявлено официальными лицами. Если же говорить непосредственно о рынке нефтепродуктов в России, то здесь тоже не очень ладно. На протяжении года имела место быть непонятная ситуация с топливом. В одно время в некоторых регионах наблюдался даже его дефицит. Но об этом немного позже.

Не могли не повлиять на ситуацию в отрасли экономические санкции. Самая серьезная проблема – вето на поставки оборудования и технологий, которое особенно сильно отражается на крупных компаниях. Естественно это негативно скажется на долгосрочных проектах, реализация которых затянется. Будет потеряно важное время с точки перспектив государства, как важного участника международного рынка нефти и нефтепродуктов.

Если в ближайшее время геополитическая обстановка не улучшится, то нужно будет налаживать более плотное партнерство со странами, заинтересованными в долгосрочных отношениях с РФ – Китаем, Индией, Кореей и т. д. Отечественные производители пока не готовы быстро заместить импорт в этой сфере.

Главный парадокс в отрасли в нынешнем году – сохранение стабильных цен на топливо при серьезном падении стоимости нефти, притом что практически везде они снижаются. Более того, у нас они продолжают расти (более чем на 5%). Учитывая то обстоятельство, что порядка 70% грузоперевозок осуществляются посредством автомобильного транспорта, повышается стоимость очень многих групп товаров. И это в таких непростых экономических условиях в стране. Кто виноват?

Причина первая: жесткая монополизация

экономический кризисНе нужно проводить тщательный анализ рынка нефтепродуктов, чтобы констатировать тот факт, что монополизация в отрасли является даже не значительной, а запредельной. Примерно 40% всего «черного золота» добывается Роснефтью. Вместе с Лукойлом, Сургутом и Газпромнефтью они контролируют около 75% отрасли. В условиях отсутствия нормальной конкуренции трудно рассчитывать на то, что рыночные механизмы будут работать полноценно.

Можно вспомнить сентябрьские события, когда неожиданно существенно снизились поставки бензина внутри страны, что вызвало едва ли не панику среди автомобилистов. Компании объяснили данный факт ремонтами, проводящимися в это время на ряде крупнейших НПЗ. Говорят ли они правду? Ни один официальный анализ рынка нефтепродуктов не даст ответа на подобный вопрос. Например, в Федеральной антимонопольной службе в этом несколько сомневаются.

Причина вторая: внешние долги и экономический кризис

Верить нефтяникам сложно хотя бы по той причине, что многие из них имеют достаточно серьезные внешние долги. На одной только Роснефти «висит» порядка 70 млрд долларов, которые она взяла для покупки ТНК-ВР. Не исключено, что руководство компании хочет компенсировать экспортные потери за счет рынка нефтепродуктов в России. Ожидать, что нынешняя власть станет сейчас жестко бороться с этим явлением, не приходится.

Экономическое положение страны очень серьезно зависит от торговли энергоносителями. Вводить прозрачные правила игры в настоящий момент никто не будет. Государству требуется наполнять казну, о чем говорит и увеличение налоговой нагрузки на добывающие предприятия. Так как те пока не могут решать свои проблемы за счет экспорта, расплачиваться будет внутренний потребитель. Скорее всего, рассчитывать на понижение цен в ближайшее время автомобилистам не стоит.



Комментарии
{**}