Рынок минеральной воды: динамика и тренды

27 января 2015, 15:24 5624

В настоящее время рынок минеральной воды в России чувствует себя относительно уверенно, даже несмотря на, мягко говоря, плохую экономическую ситуацию в стране. Естественно, что все далеко не так хорошо, как могло бы быть в более благоприятных условиях: падение покупательной способности населения не может не сказываться. Тем не менее тот факт, что ситуация в отрасли выглядит пока стабильной, придает определенный оптимизм.

Краткий анализ рынка минеральной воды

рынок минеральной водыЗа последние десять лет потребление данной продукции в нашей стране выросло очень существенно. Этому поспособствовал целый ряд факторов, главными из которых следует признать ухудшение экологической обстановки и рост благосостояния населения. Однако, как показывает анализ рынка минеральной воды, даже сегодня по данному показателю РФ в несколько раз уступает развитым мировым странам, что говорит о высоком потенциале отрасли.

Традиционно главным поставщиком является Кавказский регион. Именно оттуда приходит примерно половина всей продукции. Что касается импорта, то его доля в общей структуре достаточно невысока (около 10%), причем в последние годы она уменьшается. Остальные 40% производятся в регионах.

В ценовом отношении рынок минеральной воды распределился примерно следующим образом. Дешевый сегмент практически полностью «оккупирован» местными игроками. В среднем сегменте в основном представлены раскрученные бренды федерального уровня. Дорогая продукция чаще всего имеет зарубежное происхождение. Учитывая нынешнее международное положение, можно ожидать, что спрос на нее упадет, но вряд ли существенно.

Основные тенденции рынка минеральной воды в России

бренды минеральной водыНесмотря на все трудности, рынок минеральной воды по-прежнему является достаточно привлекательным для инвесторов. Его преимуществами являются относительно низкий входной барьер, дешевизна производства в сочетании с высокой долей добавленной стоимости, перспективы роста спроса. Риски здесь на порядок ниже, чем в подавляющем большинстве секторов отечественной экономики.

Отрасль можно смело назвать вполне сформировавшейся. Существует несколько брендов-лидеров, обладающих хорошо развитой дистрибьюторской сетью и узнаваемых среди населения. «Размножаются» компании, которые не просто добывают сырье, а и сами разливают, доставляют и реализуют ее через оптовые или розничные сети. Пока таковых всего примерно 10%, но их количество с каждым годом растет.

В последние несколько лет на рынке минеральной воды в России наблюдались такие тенденции, как интенсивный рост (10-15% в год), увеличение присутствия региональных производителей, постепенное вытеснение импорта. Естественно, что первые два тренда сегодня менее актуальны, зато «борьба» с зарубежной продукцией усилилась еще больше, чему в значительной степени поспособствовала международная обстановка.

Трудности региональных игроков

инвестиционная привлекательность отраслиНесмотря на то что в последнее время количество региональных игроков только увеличивалось, выйти за пределы местных рынков минеральной воды им становится все сложнее. Тех же, кому удалось это сделать раньше, постепенно вытесняют к «истокам». В таких условиях малым и средним компаниям приходится сосредотачиваться на производстве товаров нижних ценовых групп.

Говорить о том, что скоро ситуация может существенно измениться, пока не приходится. Получить кредит под более-менее приемлемые проценты для активного продвижения на национальный уровень становится все сложнее, да и рассчитывать на это могут в основном крупные «именитые» фирмы. Тем не менее конкуренция в отрасли не только остается на прежнем уровне, но и продолжает возрастать.

В нынешней ситуации должно увеличиться количество добытчиков, решившихся на самостоятельную реализацию своей продукции, продавая ее уже не как не сырье, а как полностью готовый товар. Еще больше усилится значение маркетинга. В целом сложившаяся ситуация может сыграть на руку потребителю не столько даже в плане снижения цен, сколько в отношении улучшения качества.

Что в будущем?

Анализ рынка минеральной воды в РФ подтверждает его очень высокий потенциал. В предыдущие годы специалисты предсказывали ежегодный рост в 5-8% в натуральном выражении. В ближайшее время достигнуть таких показателей будет намного сложнее, но отрасль, безусловно, продолжит развиваться.

Сильного оттока покупателей ждать не следует, так как большинство из них – это люди, не доверяющие качеству водопроводной воды. В условиях падения экономики многие будут переходить в более доступные в ценовом отношении сегменты. Труднее всех придется производителям, ориентированным на выпуск дорогостоящей минералки.



Комментарии
{**}