Рынок канцелярских товаров снова показал рост

26 января 2015, 17:25 4928

Рынок канцелярских товаров в 2014-м снова показал рост в денежном выражении, но в отличие от предыдущих лет многие участники смотрят в будущее с гораздо меньшим оптимизмом. Причины этого понятны: снижение покупательной способности населения, сложности с импортом и кредитованием. Хуже всего то, что в отличие от предыдущего финансового кризиса ожидать разрешения всех этих проблем в ближайшее время точно не приходиться.

Краткий анализ рынка канцелярских товаров России

рынок канцтоваровНа сегодняшний день на рынке канцелярских товаров РФ работает более трех с половиной тысяч фирм. Ведущие игроки в основном базируются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны, в регионах они представлены относительно слабо. Как и раньше, большая часть реализуемой продукции относится к категории офисных принадлежностей.

Основная часть импорта приходит из Юго-Восточной Азии, в некоторых сегментах его доля достигает более 50%. Как показывает анализ рынка канцелярских товаров, существенно упали продажи продукции премиум класса, завозимой из Западной Европы и США, что объясняется ее резким удорожанием ввиду известных событий.

По-прежнему практически отсутствуют сильные бренды: покупателей больше привлекает в продукции то, что она сделана, например, в Германии, чем название известной фирмы из той же страны. Достаточно длинной остается цепочка, ведущая от производителя к потребителю. Замеченная ранее тенденция смещения спроса в сторону более дорогих сегментов сегодня практически исчезла: компании стали больше экономить на офисных принадлежностях.

Структура рынка канцелярских товаров

офисная бумага укрепила позицииОтечественные игроки рынка канцелярских товаров ориентируются в основном на средние ценовые категории. За последнее время серьезно укрепили свои позиции производители офисной бумаги (ежегодный рост не падает ниже 10%). Доля импорта не слишком значительна в таких отраслях, как производство пластиковых изделий и папок-регистраторов. Также неплохо котируются отечественные корректирующие средства и клей, но здесь конкуренцию они пока проигрывают.

Хуже всего для российских производителей дело обстоит в сфере пишущих принадлежностей. Большая их часть заводится из-за рубежа, а налаживание собственных линий – процесс достаточно дорогостоящий, поэтому в нынешних реалиях позволить его себе могут лишь единицы. Доминирование азиатских и европейских поставщиков – в низком и элитном сегментах соответственно – не вызывает сомнений.

Тренды

Даже беглый анализ рынка канцелярских товаров позволяет увидеть удешевление практически всей продукции. Связано это в первую очередь с огромным переизбытком предложений во всех направлениях, включая и сырье. Способствует покупателям и то обстоятельство, что по-прежнему не «сдаются» малые и средние компании. Многие прибегают к такому средству, как демпинг, что явно не радует крупных игроков.

У некоторых лидеров первой десятки достаточно серьезные проблемы: у них наблюдается немалый разрыв между долгом и выручкой. Большие сложности испытывают региональные оптовики и специализированные магазины. Сетевики имеют возможность приобретать продукцию напрямую у производителей по очень низким ценам, поэтому могут предложить покупателю меньшую стоимость. В связи с этим даже такое традиционное явление, как школьные базары, сегодня потихоньку сходит на нет.

Перспективы

падение экономикиГлавная проблема всех без исключения игроков рынка канцелярских товаров – существенное падение отечественной экономики. В первую очередь это сказалось на потребительском спросе. Резкое снижение доходов населения заставляет потребителей отказываться от многих вещей и переходить в более дешевые сегменты. Перестали «шиковать» и владельцы офисов, вынужденные урезать лишние расходы бюджета.

Сильно затруднилась деятельность фирм, работающих с зарубежными партнерами. Брать кредиты стало не только сложнее, но и опаснее ввиду того, что возросли процентные ставки. Для организаций, имеющих большие задолженности перед банками, нынешний кризис стал сильным потрясением. В числе таковых, как мы уже упоминали, есть и очень крупные компании, поэтому не исключено, что уже в ближайшее время в стане лидеров рынка канцелярских товаров произойдут серьезные пертурбации.

Для оптовиков и реализаторов есть и положительные моменты, точнее, один. В данной ситуации появилась возможность закупаться дешевле. Это позволяет держать цены на прежнем уровне и даже понижать их. Пару лет назад о таких предложениях от поставщиков можно было только мечтать. Малые и средние компании, ведущие активную маркетинговую политику, обязательно должны этим воспользоваться. В остальном же, положение дел в отрасли не слишком оптимистично – пока не наладится экономика, говорить о росте не приходится.



Комментарии
{**}