Гостиничный рынок подводит итоги года

17 января 2015, 15:58 3448

Гостиничный рынок страны ожидают нелегкие времена. Говорить об этом эксперты стали практически одновременно с началом развития событий на Украине. В какой-то мере их пессимистические предсказания оправдались. По итогам года мы наблюдаем резкое падение количества туристов из западных стран, сказалось и существенное сокращение доходов россиян, регулярно пользующихся услугами отелей. Тем не менее ситуация выглядит далеко не так критично, как в большинстве остальных отраслей.

Краткий анализ гостиничного рынка за 2014 год

анализ гостиничного рынкаНесмотря на ухудшение геополитической обстановки общий номерной фонд в 2014-м увеличился более чем в полтора раза по сравнению с 2013-м. Примечательно, что порядка 70% сданных отелей относится к верхней ценовой категории. И это притом, что именно люксовый сектор пострадал больше всего. Потоки западноевропейцев и американцев сильно ослабли, а в условиях резкого падения рубля по отношению к доллару (судя по всему, еще не оконченному) не приходится рассчитывать и на рост числа российских клиентов.

Если в количественном эквиваленте показатели упали не слишком значительно, то в долларовом они снизились примерно на 15-20%. С другой стороны, на гостиничном рынке России возрос спрос в бюджетном и среднем ценовых сегментах. Увеличилось число интуристов из азиатских стран, однако, затрачиваемые ими на проживание суммы среднем примерно на 30% меньше, чем в случае с европейцами или американцами, поэтому «замену» пока трудно назвать равнозначной.

Присутствие международных брендов на гостиничном рынке России не падает


зарубежные гостиничные операторыК октябрю 2014-го в стране насчитывалось более 137 заведений, управляемых международными операторами, что на 37 больше, чем в аналогичный период 2013-го. Общий номерной фонд составил 31 485 номера (+6 662). Если все заявленные на сегодняшний день проекты будут реализованы, то к 2020-му мы будем иметь уже показатель в 284 отеля и 61 611 номера.

Как показывает анализ гостиничного рынка РФ по итогам 2014 года, большая часть номерного фонда, представленного зарубежными операторами, принадлежит заведениям Москвы и Санкт-Петербурга. На долю двух столиц приходится 57%. Третье, четвертое и пятое места по этому показателю занимают Сочи (13%), Московская область (5%) и Екатеринбург (4%).

В случае стопроцентной реализации заявленных проектов, к 2020 году доля Санкт-Петербурга и Москвы уменьшится до 48%. Снизится процент заведений, расположенных в Сочи (8%), зато увеличится количество подмосковных и нижегородских отелей (до 7% и 3% соответственно). Кроме того, международные бренды планируют открыться и в городах, где пока не представлены. Это Анапа, Барнаул, Владивосток, Ставрополь и многие другие.

Развиваются российские операторы

отечественные гостиничные операторыАнализируя гостиничный рынок РФ нельзя не отметить такой приятный момент, как уверенное развитие отечественных операторов, в том числе и представленных за пределами страны. В большинстве государств национальные бренды обычно занимают более скромное положение, чем международные. Исключением здесь являются разве что США. В РФ аналогичная ситуация: количество «заграничных» заведений почти вдвое больше, чем отечественных (137 и 72 соответственно).

Тем не менее очевиден существенный прогресс в результатах ведущих игроков гостиничного рынка России, которые начинают все активнее проявлять себя не только в регионах, а и в международном масштабе. Единственное, что реально может помешать их дальнейшему развитию – политическая обстановка в мире и экономическая в государстве. К сожалению, в обоих случаях риски чрезвычайно высоки.

Перспективы

Большинство участников гостиничного рынка пока не рассматривают нынешнюю ситуацию, как кризисную. Эксперты сходятся на том, что в 2015-м продолжится падение спроса в верхнем и люксовом сегменте, тогда как средний и бюджетный сохранятся примерно на нынешнем уровне. Что из этого следует?

Отелям первых двух категорий точно придется подождать, пока не настанут лучшие времена. Что касается «середняков» и «бюджетников», то их перспективы зависят в первую очередь от способности руководства быстро приспособиться к новым реалиям. Гостиничный рынок имеет немало источников спроса, поэтому следует быть подготовленным к тому, чтобы оперативно заменить один на другой.

Скорее всего, если не случится чего-нибудь чрезвычайного, потоки европейцев и американцев станут еще более жидкими, зато возрастет количество туристов из Китая и других азиатских держав. Наверняка поспособствуют развитию отрасли и соотечественники, многие из которых - кто в силу сложившейся экономической ситуации, кто по политическим убеждениям - не смогут или не захотят отдыхать за рубежом. Как оно будет на самом деле, мы узнаем уже в этом году.



Комментарии
{**}