Рынок колбасных изделий ждет консолидация

16 декабря 2014, 22:29 3453

Рынок колбасных изделий ждет консолидация

Отечественный рынок колбасных изделий является одним из самых насыщенных и конкурентоспособных секторов пищевой промышленности. Российский потребитель во все времена демонстрирует высокую лояльность к данной категории продукции, которая по популярности уступает только хлебу, «молочке» и овощам с фруктами. Непростая экономическая ситуация в стране сегодня, естественно, тоже сказывается на отрасли не лучшим образом.

Рынок колбасных изделий сегодня

рынок колбасных изделийОбъем производства в последние годы, как правило, превышал показатель в 2,5 млн т. Доля импорта составляет не более 1,5%. Нужно отметить, что среднестатистический россиянин пока потребляет значительно меньше мясных продуктов, чем условный житель ЕС или США. Это свидетельствует о том, что при всей насыщенности рынка колбасных изделий РФ у него сохраняется еще очень солидный потенциал.

Особенностью сектора являются сильные позиции местных игроков. Практически в каждом регионе имеется производитель, успешно конкурирующий с федеральными брендами. Стоит отметить, что эта тенденция имеет место быть и во многих других сегментах продовольственной промышленности. Граждане традиционно любят покупать товары, сделанные «своими».

Что касается перспектив рынка колбасных изделий, то в ближайшее время следует ожидать как снижения продаж, так и переориентацию потребителей на более дешевые сегменты. Подобная картина наблюдалась и в предыдущий финансовый кризис. Развитие данной отрасли напрямую зависит от покупательной способности населения. Как только ситуация в экономике стабилизируется, сектор достаточно быстро приходит в нормальное состояние.

Структура рынка колбасных изделий

белорусские колбасные изделияВ зависимости от разновидности товаров общая структура потребления выглядит приблизительно следующим образом. Больше трети продаж приходится на вареные колбасы - 38-40%. Примерно четверть выручки обеспечивают сардельки и сосиски – 27-30%. Полукопченые продукты – это 15-20%, другие категории – не более 10%. Первые две группы относятся к «каждодневным», все остальные к «ситуативным» покупкам.

Как уже было сказано, на рынке колбасных изделий присутствует ярко выраженная лояльность к местным производителям. Наиболее популярные федеральные марки контролируют примерно четверть сектора, а то и меньше, причем доля каждой из них не превышает даже 5%. Очевидно, что уже в скором будущем ожидается серьезная консолидация, но об этом несколько позже.

Импорт и экспорт

продукция "Микоян"Подавляющее большинство представленной на прилавках и витринах магазинов продукции - это made in Russia. Несмотря на то что в последние годы импорт постоянно рос, его составляющая в общем объеме продолжает оставаться очень скромной, меньше 30 тыс. т, что в денежном эквиваленте составило порядка 100 млн долларов. Основным поставщиком является Беларусь.

Импорт для отечественного рынка колбасных изделий в первую очередь важен как источник получения высококачественного сырья. Производство мяса в стране хоть и развивается, но далеко не быстрыми темпами. Санкции и падение курса рубля достаточно сильно ударили по производителям, осуществляющим закупки материалов за рубежом. Что касается экспорта, то он составил примерно 25 тыс. т и 65 млн долларов соответственно. Здесь наиболее активным покупателем в последнее время был Казахстан.

В ожидании консолидации

В настоящий момент в отрасли работают тысячи мясокомбинатов. Ее трудно назвать консолидированной – ведущие сто предприятий обеспечивают только две трети рынка колбасных изделий. Из наиболее известных брендов можно назвать «Останкино», Микояновский мясокомбинат, «Черкизово», «Дымов». Специалисты уверены, что данное положение дел изменится уже очень скоро.

Немало сильных региональных игроков сегодня либо уже вошли в портфель одного из производителей федерального уровня, либо серьезно рассматривают этот вариант. В нынешних условиях, когда наблюдается значительное усиление конкуренции, им будет особенно сложно бороться с «гигантами». В отличие от последних они не имеют возможности сдерживать цены на свои товары. Для многих продолжение самостоятельной деятельности чревато не просто утратой позиций, а полным исчезновением.

Помимо региональных «королей» рынка колбасных изделий под крыло крупных горизонтально интегрированных холдингов легко могут попасть и другие предприятия, взвалившие на себя высокую нагрузку в «благополучные» годы. Для них это, по сути, последний шанс остаться на плаву. Воспользуются ли подобной возможностью серьезные игроки, большинство из которых тоже переживают не лучшие времена с точки зрения финансов, или отложат на будущее, пока неясно. В любом случае таким «разношерстным» как раньше, сектор уже точно не будет.



Комментарии
{**}