Рынок канцтоваров: бал правят сети

15 декабря 2014, 13:37 2647

Рынок канцтоваров: бал правят сети

Рынок канцтоваров в России после кризиса 2008 года восстанавливался относительно быстрыми темпами. Связано это было в первую очередь с оживлением экономики, поспособствовавшим, в том числе, и появлению новых компаний. Нынешнее положение дел в отечественной финансовой сфере процветанию отрасли явно не благоприятствует, причем все идет к тому, что в ближайшее время ситуация вряд ли существенно изменится к лучшему.

Положение дел на рынке канцтоваров в России

рынок канцтоваров в РоссииРоссийский рынок канцтоваров в среднем рос на 10-15% в год. В денежном выражении его объем составляет более 2 млрд долларов. Более точную цифру сказать трудно из-за большого количества «серой» продукции. Доля импорта в отрасли достаточно велика, однако, отечественные производители постепенно укрепляют свои позиции. Наибольший прогресс намечается в сегментах форматной и офисной бумаги, а также пластиковых изделий (папки, боксы, корзины, карандашницы и т.д.).

В условиях нестабильности рубля импортная продукция теряет популярность, но в некоторых отраслях ей практически нет аналогов. Например, очень уверенно чувствуют себя на рынке канцтоваров в России зарубежные степплеры, дыроколы и различные элитные товары. Отечественные изделия выигрывают в основном благодаря более низкой стоимости, однако, постепенно подтягивается и качество. Большая часть импорта родом из Юго-Восточной Азии.

В столице и крупнейших городах практически не осталось свободных ниш: все распределено между несколькими большими игроками. В регионах перспективы поинтересней, но для их «завоевания» нужны значительные средства. Там, как правило, правят бал местные компании среднего и низшего уровня. В нынешних условиях появление новых гигантов в отрасли практически исключено.

Оптовый рынок канцтоваров

"Комус" - лидер рынкаСтруктура оптового рынка канцтоваров выглядит примерно следующим образом. Главные операторы в Москве и Санкт-Петербурге закупают товары у отечественных и зарубежных производителей. Часть реализовывается через собственные сети, остальное забирают региональные фирмы. Спецификой сектора является универсализм почти всех поставщиков за очень редкими исключениями.

Большинство крупных игроков оптового рынка канцтоваров базируются в Москве. Безусловным лидером здесь является компания «Комус». Главным тормозом развития всех столичных операторов является относительная дороговизна арендной платы и услуг персонала. У некоторых организаций на эти статьи уходит до 60% затрат. При не самой высокой доходности данного бизнеса это реальная проблема.

Влияние сетей

прогресс в сегменте офисной бумагиАктивное развитие глобальных торговых сетей в стране сказалось и на данной категории товаров. Крупные закупки подобной продукции компаниями или частными лицами обычно осуществляются не чаще одного-двух раз в год. Приобретение, как правило, делается или в специализированном магазине, или в супермаркете, где есть соответствующий отдел. На долю розницы на рынке канцтоваров в основном остаются разовые импульсные покупки, осуществляемые школьниками и студентами.

Засилье сетей серьезно ударило и по позициям оптовиков. Первые имеют возможность закупать продукцию непосредственно у производителей с большой скидкой, так как готовы заказывать сразу гигантскими партиями. С их ценами тягаться практически нереально, особенно в нынешней экономической ситуации. В ближайшее время часть операторов ожидает или уход, или слияние с коллегами. В любом случае размеры их прибыли существенно упадут.

Что касается массового прихода иностранных игроков, которое предсказывалось многими экспертами еще год назад, то он, скорее всего, откладывается на неопределенный срок. Впрочем, даже в лучшие времена им бы пришлось очень непросто, учитывая, что западный маркетинговый опыт в нашей стране по большому счету бесполезен. Вероятно, в ближайшие несколько лет особо масштабных изменений здесь не предвидится.

Перспективы

Развитие рынка канцтоваров напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Как только она начнет улучшаться, сразу же увеличатся и объемы продаж в секторе. В нынешних же условиях, когда многие компании серьезно пересматривают свои статьи расходов с целью понижения, говорить о каком-то активном росте не приходится. Существенного падения здесь точно не намечается, но тем не менее...

Безусловно, играет свою роль относительно невысокая культура потребления. Например, на том же Западе большинство организаций заказывают для офиса исключительно оригинальную продукцию с логотипом фирмы. У нас на подобные вещи практически не обращают внимания и в благополучные времена, не говоря уже о кризисных. С другой стороны, очевиден огромный потенциал в этом направлении, а, значит, сохраняются хорошие перспективы, что не может не радовать.



Комментарии
{**}