Рынок йогуртов растет на волне санкций

13 декабря 2014, 13:26 2246

Рынок йогуртов растет на волне санкций

На протяжении последних нескольких лет российский рынок йогуртов развивался не слишком динамично. Бурный рост, наблюдавшийся в течение всех «нулевых», сменился периодом определенного застоя, что в принципе вполне естественно. Тем не менее, перспективы отрасли продолжают выглядеть достаточно привлекательно, особенно учитывая ее относительную ненасыщенность по сравнению со многими развитыми странами.

Рынок йогуртов в России

рынок йогуртов в РоссииПо оценкам экспертов, к 2016 году оборот отечественного рынка йогуртов составит примерно 100-105 млрд. рублей. Ведущими игроками сектора сегодня являются ГК Danone-Юнимилк и "Вимм-Билль-Данн", на долю которых приходится более 40% всей продаваемой в стране кисломолочной продукции. Другие производители пока существенно отстают. Относительно скромно представлены товары нероссийского происхождения, так как зарубежные компании в большинстве своем уже успели открыть здесь заводы.

На рынке йогуртов в РФ работает немало предприятий, которые являются заметными игроками в своем регионе и при этом практически не представлены на общегосударственном уровне. Чтобы выйти на лидирующие позиции в отрасли, необходимы серьезные инвестиции в продвижение бренда, что в нынешних экономических условиях могут позволить себе лишь единицы. Поэтому в ближайшие несколько лет Danone-Юнимилк и "Вимм-Билль-Данн", скорее всего, сохранят свое доминирующее положение.

Основные проблемы российского рынка йогуртов

дефицит хорошего молока в странеОдной из главных причин недостаточно динамичного развития рынка йогуртов в последние годы можно назвать снижение потребительского интереса. Во многом в этом виноваты сами производители, которые в процессе продвижения своей продукции часто наделяют ее едва ли не чудодейственными свойствами. Всем известны случаи, когда товару приписываются способности предотвращать инфаркт и восстанавливать микрофлору кишечника, что не соответствует действительности.

Часто вызывает вопросы и качество многих отечественных продуктов. Если внимательно читать упаковку перед покупкой, то нередко можно обнаружить, например, отсутствие некоторых необходимых ингредиентов, которые собственно и отличают их от обычных десертов. Существенно сказывается дефицит хорошего молока в стране – отечественный высший сорт соответствует только второму европейскому. Для изготовления по-настоящему качественных изделий он не подходит.

Импорт и санкции

санкции на ввоз продуктовРынок йогурта РФ не слишком сильно зависит от импортной продукции. До введения санкций основными поставщиками были Финляндия, Франция, Германия, Литва, Латвия, Польша и Эстония, которые в 2013 году завезли 99% продукции (22 183 т и 43,9 млн долларов в натуральном и денежном выражении соответственно). Сегодня всем этим странам доступ к российскому потребителю закрыт.

В целом отсутствие заграничных продуктов не особо сказалось на отечественном рынке йогурта, чего нельзя сказать о запрете на ввоз сырья. О необходимости закупать молоко мы уже упоминали, у многих производителей также стали возникать проблемы со специальными добавками и экзотическими фруктами. Мало того что цены на ингредиенты и так растут не по дням, а по часам, благодаря нестабильности рубля, теперь их стало еще намного труднее достать.

Еще можно сказать «спасибо», что в конце лета правительство немного смягчило санкции, разрешив импорт безлактозной молочной продукции. Благодаря этому часть заграничных игроков смогла вернуться, немного свободнее почувствовали себя и некоторые предприятия, использующие зарубежное сырье. В любом случае потребителям стоит приготовиться к значительному повышению цен, не особо при этом рассчитывая на улучшение качества.

Перспективы отрасли

Очевидные достоинства йогуртов не станут отрицать даже те, кто их практически не потребляет. Они легко воспринимаются организмом и хорошо вписываются в концепцию правильного питания, цены на них относительно доступны. Они могут использоваться и как эффективное средство утоления голода «на бегу», и как вкусный десерт, которым всегда можно себя побаловать, не опасаясь за фигуру. То, что этот относительно новый для России продукт прижился всерьез и надолго, сомнений не вызывает.

Даже несмотря на все нынешние трудности, перспективы рынка йогурта выглядят достаточно неплохо. Для сравнения, среднестатистический европеец ежегодно потребляет около 16 кг этого продукта. Голландцы, являющиеся особыми ценителями, съедают еще в два раза больше. В нашей стране этот показатель не превышает пяти килограмм. Очевидно, что расти есть куда. Другой вопрос, насколько активно отрасль будет развиваться в условиях существенного снижения покупательной способности населения, но об этом мы уже поговорим в следующем году.



Комментарии
{**}