Рынок государственных услуг уходит в интернет

10 декабря 2014, 18:32 1339

Отечественный рынок государственных услуг уже на протяжении нескольких лет активно обживается в интернете. Свести к минимуму потери времени, связанные с ожиданием в очередях и зачастую абсолютно бессмысленной беготней из точки в точку, сегодня может каждый, кто зарегистрировался на портале http://www.gosuslugi.ru. К сожалению, российские граждане пока не очень активно пользуются такой возможностью.

Интернет и рынок государственных услуг

рынок государственных услугДоступ на рынок государственных услуг через «всемирную паутину» - это в первую очередь удобство и прозрачность. Например, в Сингапуре через правительственный сайт можно всего за пару часов зарегистрировать свой бизнес. Предоставляемые гражданам РФ возможности пока гораздо скромнее, но они постоянно расширяются. К сожалению, происходит это не так быстро как хотелось бы.

Воспользоваться порталом электронного правительства могут как физические (включая иностранных граждан), так и юридические лица. Получить нужный сервис можно в любое время суток, заполнив для этого соответствующую форму. Правительственная программа предусматривает, что к 2018 году минимум 70% клиентов рынка государственных услуг будут взаимодействовать с чиновниками исключительно через интернет.

Проблемы «интернетизации» рынка государственных услуг

рынок государственных услугСуществует несколько факторов, серьезно тормозящих развитие данного направления. Во-первых, хромает компьютерная грамотность многих представителей поколения «кому за пятьдесят». Большинству из них приходится обращаться за помощью к «продвинутым» родственникам или друзьям, а это уже дополнительные неудобства.

Во-вторых, не у каждого есть дома интернет. Особенные трудности с этим у жителей небольших населенных пунктов, куда не очень часто ступает нога специализированных операторов. Ситуация в этой сфере постоянно улучшается, но до по-настоящему широкого охвата населения оптиковолоконными кабелями и Wi-Fi еще достаточно далеко.

В-третьих, отечественный электронный рынок государственных услуг в большинстве случаев пока не предоставляет возможность вообще не посещать кабинеты. В основном он являет собой разновидность модернизированной записи на прием. Да, в результате существенно экономится время – ты приходишь уже со всеми собранными документами и меньше стоишь в очереди, но многие не видят в этом такого уж существенного преимущества.

Сайт gosuslugi.ru

сайт "Госуслуги"Как уже говорилось, всем участникам рынка государственных услуг, желающим пользоваться удобствами удаленного общения с чиновниками, нужно зарегистрироваться на портале http://www.gosuslugi.ru. Помимо непосредственно сервиса, здесь также всегда можно получить исчерпывающую информацию по тому или иному вопросу. В настоящее время на сайте зафиксировано более 4 млн зарегистрированных пользователей.

Граждане, предприниматели и юридические лица имеют возможность: поменять паспорт (получить заграничный) и водительское удостоверение, зарегистрировать транспортное средство, встать на налоговый учет, подать декларацию о доходах и т. д. Кроме того, здесь же при желании оплачиваются всевозможные сборы и пошлины, в том числе штрафы ГБДД и ЖКХ.

Преимущества работы с таким централизованным ресурсом очевидны. Он доступен в любое время суток, здесь нет очередей и всегда в состоянии готовности служба поддержки, срок получения результатов фиксированный, а последние при необходимости можно обжаловать. Немаловажно, что абсолютно нет хамства, с которым участникам рынка государственных услуг нередко приходится сталкиваться в обычных учреждениях.

К сожалению, все далеко не так радужно, как об этом можно подумать, прочитав отзывы о работе gosuslugi.ru в государственных средствах массовой информации. Большего всего нареканий у посетителей вызывает процедура регистрации, которая кажется слишком запутанной. Также на форумах часто можно увидеть недовольные комментарии относительно программного обеспечения и интерфейса. Очевидно, что команде, занимающейся поддержкой ресурса, предстоит еще очень многое усовершенствовать.

Послесловие

То, что рынок государственных услуг активно внедряет современные технологии – это безусловный плюс. Стояние в очередях и общение с чиновниками в госучреждениях является отличным способом убивать время и нервы, но большинство граждан наверняка с радостью выберут какое-нибудь другое занятие, если будет предложена альтернатива. Благо, таковая нам обещана к 2018 году.

Другой вопрос, как анонсируемая оптимизация отрасли сказывается на размерах бюрократического аппарата. В последние годы количество чиновников особо не сокращается и серьезных подвижек в этом направлении не намечается, разве что поспособствует нынешний экономический кризис. Подобное положение дел заставляет задумываться.



Комментарии
{**}