Производство легковых автомобилей ждут нелегкие времена

03 декабря 2014, 16:17 1577

Производство легковых автомобилей в России переживает сегодня далеко не лучшие времена. Это неудивительно с учетом того, что общая экономическая ситуация в стране серьезно ухудшилась. Растет инфляция, падает рубль, а вместе с ним и покупательная способность населения. К тому же в отличие от предыдущего финансового кризиса на нынешний накладывается еще и существенное осложнение геополитической обстановки.

Производство легковых автомобилей в России падает

производство легковых автоВ 2013-м в РФ было реализовано около 2,8 млн авто. По итогам первых восьми месяцев 2014-го объемы продаж упали примерно на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно резко снизился спрос в августе. Следует отметить, что подобная ситуация прогнозировалась экспертами еще в 2013-м задолго до начала украинских событий.

Что касается непосредственно производства легковых автомобилей, то за январь-август 2014-го оно уменьшилось на 4,6%. Хуже всего дела обстояли в последний месяц лета, когда темпы выпуска продукции упали почти на 40%. В уязвимом положении сейчас находятся предприятия, активно использующие импортные компоненты. Запрета на комплектующие пока не предвидится, но... Кроме того, существенно снизилось финансирование заводов, принадлежащих зарубежным компаниям.

Ситуация с легковыми автомобилями российского производства

Автоваз - лидер рынкаСуществуют две основных разновидности легковых автомобилей российского производства: «родные» модели и иномарки, собранные на предприятиях, которые базируются на территории нашей страны. Количество крупных заводов, выпускающих отечественные авто, на протяжении последних лет постоянно уменьшается. Большинство либо обанкротились, либо переориентировались на изготовление иномарок. Безусловным лидером в этом сегменте является АвтоВАЗ.

Представительство филиалов зарубежных компаний, наоборот, на протяжении предыдущего десятилетия все время росло. В настоящее время в РФ работают Volkswagen, General Motors, Ford и многие другие известные бренды. Россия по-прежнему остается очень привлекательной для европейских производителей, однако, их всех сильно напрягает неопределенность, царящая нынче в секторе производства легковых автомобилей.

Последствия санкций

последствия санкцийВ 2013 году импорт в денежном выражении составил более 50 млрд долларов (с учетом запчастей). Основная часть поставок была из стран Европейского Союза, отношения с которым в 2014-м сильно испортились ввиду известных событий. Одним из наших «ответов Чемберлену» с высокой долей вероятности может стать запрет на ввоз авто из «недружественных» стран.

Существует несколько вариантов дальнейшего развития событий. «Мягкая» реакция предусматривает лишь повышение пошлин, что стало бы приемлемым вариантом для всех. Цены выросли бы не слишком существенно, западные компании смогут компенсировать потери, увеличив свое производство легковых автомобилей в России, отечественный бюджет получит дополнительный доход.

Запрет импорта иномарок стоимостью до 30 тыс. евро из ЕС можно возместить увеличением поставок из Азии и опять-таки усилением активности филиалов западных фирм. Если же под санкции попадут все без исключения, то в 2015-м рынок недосчитается более ста тысяч авто, а бюджет – примерно 1,5 млрд евро поступлений от пошлин и налогов. А что, помимо убытков для конкурентов, взамен получит отечественное производство легковых автомобилей?

Понятно, что санкции не коснутся поставок комплектующих и предприятий, занимающихся промышленной сборкой иномарок. Эти производители практически официально причислены к «своим». Что касается запчастей и узлов, то до импортозамещения здесь еще очень далеко. В данной ситуации лучше остальных себя будут чувствовать крупные концерны. Они смогут спокойно продолжать работать в РФ и при этом поставлять другую свою продукцию из «правильных» стран.

Средние европейские игроки пострадают значительно серьезнее. Очень сильно пошатнется сегмент машин класса премиум, хотя этого следовало ожидать в любом случае. При всем этом санкции ничем особо не помогут тем, кто выпускает отечественные легковые автомобили в России. Большинство западных конкурентов все равно обойдут запреты, а утраченные ими ниши, скорее всего, быстро займут азиатские модели.

Перспективы

Отрасль находится сегодня в состоянии достаточно глубокого кризиса. Улучшение позиций местных предприятий возможно только в случае нормализации экономической и политической обстановки. Никакие санкции не остановят сокращение рынка и не повысят покупательную способность граждан. Репутация Автопрома, к сожалению, пока далеко не та, чтобы, не имея возможности купить европейскую или американскую машину, люди начали массово приобретать российские, имея хоть какую-то альтернативу.



Комментарии
{**}