Рынок тренингов и консалтинга пестрит разнообразием

22 ноября 2014, 01:13 1286

Как и все остальные отрасли отечественной экономики, рынок тренингов и консалтинга переживает сегодня не лучшие времена. Заказчики существенно сокращают бюджеты на обучение, многие из них и вовсе уже посчитали эту статью расходов излишней тратой денег. Тем не менее, спрос на услуги наставников остается на достаточно приличном уровне: все больше организаций и частных лиц отдают себе отчет в том, что их перспективы напрямую зависят от конкурентоспособности, которую нужно повышать.

Рынок тренинга в России сегодня

рынок тренинговГлавное изменение, случившееся в отрасли за последние несколько лет, это то, что команды постепенно начинают вытеснять так называемых фрилансеров. Конкурентные преимущества свободных тренеров-одиночек никуда не делись - они мобильней, гибче в подходах, предлагают более доступные цены. Однако, несмотря на это, организации все чаще предпочитают сотрудничать именно с серьезными компаниями, обладающими известным именем.

На российском рынке тренингов ощущается существенный дефицит профессионалов, работающих в области маркетингового управления. Корпоративное обучение на высоком уровне в этой сфере требует от команды исполнителей не только наличия хороших тренеров, а и присутствия по-настоящему успешных экспертов-консультантов.

Если говорить о популярности направлений, то безусловным лидером являются занятия для менеджеров по продажам. Учитывая, что многие фирмы сегодня идут на серьезное сокращение штатов, неудивителен спрос на тренировки, связанные с улучшением эффективности работы сотрудников. Количество безработных увеличивается, а, значит, также растет интерес к семинарам по саморазвитию. Еще одно направление, популярность которого усилилась в последнее время – занятия для внутренних тренеров предприятий.

На рынке тренинга растет спрос на узкую специализацию

курсы для банковской сферыБазовые и классические программы обучения постепенно теряют свою актуальность. На многих более-менее серьезных предприятиях умеют самостоятельно вкладывать в сотрудников основные навыки и знания, не прибегая к посторонней помощи. Сегодня на рынке тренингов в тренде узкоспециализированные курсы, которые в свою очередь можно разделить на отраслевые и адаптированные.

Программы первого типа составляются с учетом особенностей области, в которой трудится компания. Например, сотрудники банковской сферы отрабатывают навыки общения с клиентами, сотрудники отеля учатся разрешать ситуации, возникающие из-за недовольства постояльцев, и т. п. Адаптированные занятия строятся на изучении специфики конкретной компании, организации ее работы и часто направлены на решение задач и проблем, которые могут возникнуть только там. Стоят они, естественно, дороже.

Падают цены

Так как подавляющее большинство заказчиков переходят в режим экономии, цены на рынке тренингов существенно снижаются. Особенно это касается программ по продажам и улучшению сервиса. Организации все чаще предпочитают обходиться вместо живого тренера различными электронными тренажерами. В общем, о поднятии цен на свои услуги почти не говорится, от силы половина заявляет о сохранении их на прежнем уровне.

Согласно опросам, игроки рынка тренингов, прибегнувшие к снижению своих расценок, уменьшили их в среднем на 30-35%. Отдельные фирмы пошли даже на 50-60% скидки. Такие предприятия в былые времена хорошо «доили» сильно состоятельных и вследствие этого не сильно любящих считать деньги клиентов. Теперь последних стало в разы меньше. Значительно увеличилось количество всевозможных бонусов: потенциальным ученикам часто предлагается рассрочка или скидки по акциям.

Перспективы

цены падаютРынок тренингов в России достаточно разнообразен, но пока еще весьма архаичен. Большое количество действующих на нем игроков продолжают составлять свои программы совершенно без учета современных реалий. Если несколько лет назад подобные курсы зачастую больше походили на «веселые старты», сплачивающие коллектив, то сегодня требуется уже реальная учеба.

Главной целью процесса в наши дни должно стать получения максимума знаний при минимуме временных затрат. Успешность компании на рынке тренингов определяется в первую очередь результатом, а конкретно рабочими показателями сотрудников, прошедших обучение. Такие вещи, как улучшение общей атмосферы или сплоченность коллектива, заказчиков уже практически не интересуют.

Несмотря на все это, многие консалтинговые фирмы продолжают придумывать «креативные» мероприятия, отнимающие уйму времени и часто дающие на выходе лишь хорошее настроение участников. Естественно, что при подобном подходе о клиентах им скоро придется забыть до лучших времен. В нынешней экономической ситуации будущее за организациями, способными проводить эффективное обучение для конкретных целевых групп.



Комментарии
{**}