Рынок транспортных услуг набирает скорость

18 ноября 2014, 11:22 6970

В 2015 году российский рынок транспортных услуг столкнется с теми же проблемами, что и подавляющее большинство отраслей экономики. Ослабление позиций рубля и снижение покупательной способности населения никак не могут положительно сказаться на объемах продаж, а, следовательно, и на объемах перевозок. Впрочем, несмотря на все негативные моменты, в целом сектор чувствует себя не так и плохо, особенно в регионах, где имеет место быть большая концентрация промышленности и населения.

Краткий анализ рынка транспортных услуг

рынок транспортных услугПо подсчетам экспертов, в 2014 году объем рынка транспортно логистических услуг должен составить порядка 3 трлн рублей, что примерно на 3-5% больше, чем в 2013-м. В эту цифру включена выручка всех видов транспорта за исключением трубопровода. Более 60% оборота обеспечивается небольшими компаниями и индивидуальными предпринимателями.

Вступление России в ВТО, на которое было немало надежд, пока явно не оправдало ожиданий. Прогнозируемые плюсы – прирост торгового обмена, упрощенный доступ на внешние рынки транспортных услуг, увеличение зарубежных инвестиций – на данный момент остаются лишь виртуальными преимуществами. Отечественные компании и так обеспечивают не больше половины перевозок импорта-экспорта, вследствие обострившейся конкуренции их присутствие будет уменьшаться еще больше.

Основные проблемы участников рынка транспортно логистических услуг

засилье бюрократииСнижение объемов импорта и производства, а также нестабильность рубля назывались главными проблемами отрасли еще в 2013-м. В нынешнем году из-за известных событий они «засветились» особенно ярко. Стремительное падение национальной валюты серьезно сказалось на ведущих игроках, многие из которых ведут взаиморасчеты в американских долларах. Как показывает анализ рынка транспортных услуг, большинство сегментов сократилось достаточно серьезно.

Введение санкций больно ударило по компаниям, работающим с зарубежными партнерами. Перестройка на «правильные» страны или на внутренние перевозки – процесс, обычно требующий времени и финансовых затрат. Также возникли проблемы у предприятий, сдающих автотранспорт в лизинг. Существенно снизилось количество арендных договоров и, наоборот, выросло количество просроченных платежей. Прилично «попали» и многие арендаторы.

Еще один очень важный момент – засилье бюрократии. Этот вопрос является больным даже для ЕС, представители которого говорят о необходимости упрощать все таможенные процедуры. Что тогда говорить о России, где на формализм, как правило, накладывается еще и беспредел чиновников. Крайне сомнительно, что в ближайшие несколько лет ситуация здесь может сильно улучшиться.

Положительные моменты

Неважная экономическая ситуация в стране – это в любом случае очень плохо, однако, как пел один киношный персонаж, «всегда смотри на светлую сторону жизни». Даже в нынешних реалиях можно отыскать несколько положительных моментов для отрасли. Во-первых, рост курса доллара способствует политике импортозамещения, а, значит, стоит ожидать увеличения перевозок внутри страны.

Во-вторых, многие игроки рынка транспортно логистических услуг наверняка обратят более пристальное внимание на регионы. Москва, Санкт-Петербург и прочие отечественные мегаполисы тоже пока далеко не идеал в плане насыщенности подобными услугами, но ситуация там относительно сбалансирована и уравновешена. В регионах же инфраструктура перевозок, как правило, находится далеко не в лучшем состоянии. Возможности здесь таятся поистине огромные, чем обязательно нужно пользоваться.

Перспективы

диверсификация<a href='http://delonovosti.ru/main/1493-kakoy-biznes-otkryt-v-moskve.html'> бизнес</a>аПо мнению экспертов, в 2015 году основная масса клиентов рынка транспортных услуг будет проводить политику оптимизации затрат, которая коснется и расходов на логистику. Некоторые мелкие перевозчики, скорее всего, уйдут. Лучше всего себя будут чувствовать компании в свое время уделившие достаточное внимание диверсификации бизнеса.

Очевиден высочайший потенциал отрасли. Анализ рынка транспортных услуг показывает, что по сравнению с большинством развитых европейских и азиатских стран, возможности сектора задействуются крайне неэффективно. Заказчики все больше обращают внимание на компании, предлагающие креативные решения. Чтобы дать им это операторы должны обладать соответствующей компетенцией. Улучшить результативность бизнеса может помочь положительный опыт зарубежных государств.

В настоящее время в секторе наблюдается рост конкуренции, что способствует не только улучшению качества работы, а и снижению цен. Такое положение дел, конечно, не может не радовать заказчиков, но наверняка они предпочли бы обменять подобную экономию на стабилизацию общей финансовой ситуации в стране, чего всем и желаем.



Комментарии
{**}