Рынок парикмахерских услуг ожидает прихода сетей

17 ноября 2014, 15:20 3231

Доля сетевых салонов на рынках парикмахерских услуг США и некоторых стран Западной Европы достигает 75% и больше. В России этот показатель на порядок скромнее, хоть и постоянно растет. В последние годы он колеблется в пределах 5-10%. При этом отдельные специалисты считают, что ситуация в скором будущем может существенно измениться.

Рынок парикмахерских услуг в России сегодня

рынок парикмахерских услугВ настоящее время в стране работает более 60 тыс. официально зарегистрированных салонов красоты. Несмотря на то, что в последние годы рынок парикмахерских услуг стабильно растет, говорить о его достаточной насыщенности пока явно преждевременно. Здесь всегда найдется место для новых игроков, в том числе и для крупных сетевых компаний.

В отрасли действуют заведения эконом-класса, среднего уровня, «Люкс» и VIP-салоны. Если сравнивать в процентном соотношении, то, например, в столице примерно половина «цирюлен» среднего уровня и около 30% бюджетных предприятий. На долю «Люкс» приходится порядка 15%, оставшиеся 5% - это сегмент VIP. В регионах данное соотношение сил сильно сдвигается в сторону заведений эконом и среднего класса.

То, что в России в ближайшее время могут появиться несколько крупных зарубежных сетей, стало ясно практически сразу после вступления страны в ВТО. Многие крупнейшие европейские игроки наверняка постараются закрепиться на столь большом и практически ненасыщенном рынке парикмахерских услуг. Впрочем, нынешняя политическая ситуация заставляет иностранных инвесторов серьезно задуматься, что играет на руку отечественным предприятиям.

Что мешает развиваться сетям на российском рынке парикмахерских услуг

нехватка менеджеров топ-уровняПочему же в нашей стране сети занимают настолько незначительное место в индустрии красоты. Стоит отметить, что они особо не развивались даже в годы, когда экономическая ситуация этому благоволила. Эксперты называют несколько причин. Прежде всего, это отсутствие гибких моделей управления, которые помогали бы удерживаться на плаву даже в непростых финансовых реалиях. Не способствует развитию и непрозрачность взаимоотношений с властями, что, впрочем, характерно для всего отечественного бизнеса.

Еще один немаловажный фактор – дефицит квалифицированного персонала. Рынок парикмахерских услуг в России ощущает острую нехватку менеджеров топ уровня, способных грамотно организовать бизнес-процессы сильно разветвленного предприятия. Также, безусловно, сказывается отсутствие единой системы подготовки кадров, что затрудняет стандартизацию работы персонала.

Повлияет ли возможный финансовый кризис

падение рубляЭкономическая ситуация в стране пока выглядит очень нестабильной: падает рубль, а вместе с ним и покупательная способность населения. Естественно, что подобное положение дел не может радовать и владельцев салонов красоты. Тем не менее, специалисты склоняются к мнению, что именно рынок парикмахерских услуг «просядет» не слишком сильно. Об этом в первую очередь говорит опыт предыдущих финансовых кризисов.

Очевидно, что возрастет количество заведений, работающих в эконом-сегменте. Упадет посещаемость, клиенты станут жертвовать многими сопутствующими услугами, что приведет к снижению общей выручки. Некоторые салоны закроются, некоторые уйдут в «отпуск» на неопределенный срок, однако, это вряд ли будет иметь массовый характер. Предприятия, придерживающиеся четкой маркетинговой стратегии, должны пережить трудные времена относительно спокойно.

Перспективы

Рынок парикмахерских услуг в России, который на протяжении долгих лет был вотчиной в основном мелких предпринимателей, постепенно начинает осваиваться крупными игроками. Доля компаний с иностранным капиталом растет, хоть, в силу известных причин, и не так быстро, как могла бы. Конкуренция в отрасли постоянно усиливается, особенно это касается Москвы и крупных городов. В регионах ситуация проще, поэтому владельцы сетей акцентируют свое внимание именно в этом направлении.

Необходимость экономить на ежедневных расходах приведет к более осмотрительной трате денег клиентами. Вероятно, что значительная часть их уйдет в более доступные в финансовом плане заведения. Салоны красоты, занимающиеся комплексной деятельностью, смогут легче оптимизировать свои затраты. Одиночным «простым» заведениям придется очень непросто.

В настоящее время большинство представленных на отечественном рынке парикмахерских услуг сетей работают в сегментах «Люкс» и VIP. В связи с текущим положением экономики серьезных игроков наверняка заинтересует возможность «зацепиться» и в более низких классах. Как бы там ни было, существенное увеличение доли сетевых предприятий, отечественных или с зарубежным капиталом, в отрасли – процесс практически неотвратимый.



Комментарии
{**}