Рынок мягкой мебели переживает не лучшие времена

07 ноября 2014, 22:37 2123

Отечественный рынок мягкой мебели – один из немногих, на котором российские производители реально являются основными игроками. В посткризисные годы (2011-2013 гг) он неизменно набирал обороты, темпы ежегодного прироста стабильно держались на уровне 5%. К сожалению, нынешняя экономическая ситуация не дает отрасли возможности чувствовать себя столь же благодушно как раньше.

Состояние российского рынка мягкой мебели

рынок мягкой мебелиДля начала немного истории. С развалом Советского Союза на рынок мягкой мебели РФ хлынули потоки импорта, буквально смевшие большинство ведущих отечественных производителей. Чтобы более-менее стать на ноги потребовалось немало времени и как это ни парадоксально финансовый кризис 98-го. Тогда российские производители сумели в полной мере использовать главное свое преимущество – доступные цены.

Постепенно подтянулось качество и процесс, как говорил один исторический персонаж, пошел. Сыграл свою роль и последующий экономический подъем. Получив определенную финансовую стабильность люди перестали затирать предметы обстановки буквально до дыр, начав менять их гораздо чаще, чем было до этого.

В настоящее время подавляющее большинство представленных в магазинах изделий сделано именно в России. Об уверенном росте рынка мягкой мебели в последние годы можно судить, например, по спросу на диваны и предметы, относящиеся к сегменту «прочие». Первых в 2013 году было выпущено на 33,1%, а вторых на 62% больше по сравнению с 2012-м. Есть и «ложка дегтя» - стабильное падение выпуска кресел, но оно объясняется исключительно снижением их популярности у потребителей.

Особенности отечественного рынка мягкой мебели

возможности интернет-торговлиОсобенностью рынка мягкой мебели в России является его относительно слабая консолидация. Достаточно велико количество малых и средних компаний. Главные игроки хоть и стараются охватить максимум регионов, но в основном открывают свои представительства в крупных городах. Таким образом, небольшие населенные пункты обычно отдаются «на откуп» второму эшелону, который пока не в полной мере с этим справляется.

Очень слабо в сравнении с развитыми странами пока используются возможности интернет-торговли. О чем говорить, если многие производители не удосуживаются даже выложить на сайте адекватные размеры и фотографии своей продукции. Перспективы роста в этом направлении поистине огромные. В общем, новым игрокам отрасли здесь есть еще, что «захватывать»

Все действующие на отечественном рынке мягкой мебели предприятия можно условно разделить на две группы: компании, выпускающие исключительно профильную продукцию, и фабрики, для которых изготовление диванов, кресел и соф является лишь одним из направлений деятельности. Большая часть производств располагается в Центральном федеральном округе.

Импорт

Как уже было сказано вначале, доля импорта в отрасли относительно мала, она не достигает даже 10%. К примеру, для обычной мебельной продукции она составляет больше трети. При этом последние годы наблюдается достаточно стабильный рост импорта. До недавнего времени речь в основном шла о поставках комплектующих, но после вступления России в ВТО ожидается и существенное увеличение ввозимых готовых изделий.

Кстати, последнее событие (речь о ВТО) оценивается многими игроками далеко не положительно. По их мнению, зарубежные компании находятся в этой ситуации явно в более выгодных условиях. Преимущество «варягов» заключается, прежде всего, в наличии отработанных стратегий выхода на внешние рынки мягкой мебели. Российский производитель нацелен в основном на внутреннего покупателя, поэтому ему понадобится время, чтобы перестроиться.

Заключение

вступление России в ВТОСтабильное состояние отрасли и занятых в ней компаний на протяжении последних полутора десятка лет обеспечивалось двумя основными факторами: существенным улучшением экономических возможностей большинства граждан, а также возникший в связи с этим строительный бум. Все логично: стало появляться больше жилья, которое нужно обставлять, и у людей есть возможность это делать.

Нынешнее финансовое положение дел в стране стабильным точно не назовешь. Покупательная способность населения падает приличными темпами и каких-то особых поводов для оптимизма здесь пока не наблюдается. Естественно, что такая ситуация не может позитивно сказаться на рынке мягкой мебели. Падает спрос, клиенты начинают обращать больше внимания на сегмент недорогой продукции.

Что касается российских предприятий, то многим из них в ближайшее время придется столкнуться с серьезными трудностями. Особенно непросто придется небольшим компаниям. Крупные фабрики, нацеленные на средний и дорогой сегмент должны пережить кризис легче, но тоже не без потерь. Впрочем, отечественным мебельщикам уже не впервой выходить из сложных ситуаций.



Комментарии
{**}