Разработка двигателей получила новый импульс

09 октября 2014, 11:33 1440

Введение санкций только ускорило процессы, давно запланированные в российской промышленности, а именно – отказ от большинства импортных комплектующих и материалов в сфере ВПК, вертолетного, авиа и машиностроения. В частности, это касается импортозамещения товаров из Украины, новых разработок двигателей и их поставки.

Обострившиеся проблемы, связанные с запретом доступа к новейшим технологиям, товарам двойного назначения и высокоточному оборудованию заставят многие отрасли мобилизоваться, в том числе и весь ВПК. Под угрозой сотрудничество со многими странами, наблюдается срыв поставок, резкое уменьшение инвестирования, приостановка программ, в том числе и по разработке двигателей.

Основная задача «оборонки»

космическая отрасльЭто срочная организация производства всех необходимых компонентов и комплектующих внутри страны. Сделать это мгновенно не представляется возможным, так как налаживание выпуска некоторых компонентов собственными силами потребует не только миллиардных вложений и подъем смежных отраслей, но и годы эффективной работы.

К примеру, в области новейших разработок двигателей, а также поставки их для самолетов и вертолетов было налажено тесное сотрудничество с Украиной, которое сейчас приостановлено. Разумеется, сразу несколько отечественных предприятий освоили параллельный выпуск и наращивают обороты, но полностью удовлетворить спрос пока не могут.

Так в текущем году планируется изготовление всего 50 вертолетных моторов, а в планах – выйти на объем в десять раз больший только к 2018. И это без учета совершенствования, ведь разработка двигателя новой конструкции или улучшенных характеристик – дело многих месяцев, требующее значительных финансовых влияний. Именно инвестиции станут камнем преткновения, ведь не секрет, что многие исследования финансировались США и ЕС, в частности, в космической отрасли.

Чем аукнется шутка про батут для новых разработок двигателей?

ракеты AtlasИзвестное высказывание Рогозина о возможности прекращения поставок РД-180 в Соединенные Штаты, чтобы тамошних астронавтов запускали на орбиту с батутов, изрядно повеселила россиян. Разумеется. На прямой ущерб для себя США никогда не пойдут, они постараются подойти к санкциям прагматично. Из «черных списков» будут аккуратно вычеркнуты все предприятия, сотрудничество с которыми выгодно для американцев.

Это касается и области работы с Boeing и Lockheed Martin в рамках программы запусков ракет Atlas. Отмена поставок не выгодна и России, ведь по действующему контракту планируется еще поставить более ста РД-180. Но что будет дальше? Уже сегодня соответствующий сенатский комитет предлагает осуществить разработку двигателя самостоятельно.

Да, потребуются ресурсы, большие деньги (ориентировочная стоимость проекта $100 миллионов) и время. Но так США гарантирует себе не только прорыв в развитии технологий, но и отсутствие намеков на батут в дальнейшем. А чем сможет похвастаться Россия к 2020 году, когда контракт будет выполнен, пока непонятно.

Имеются определенные наработки в области использования ядерного топлива, планируются очередные испытания соответствующей установки нового поколения, которую планируют выпустить к 2017. Но она предназначена для осуществления межпланетных полетов, и вряд ли подобная новейшая разработка двигателя в качестве самостоятельного проекта будет выгодна России экономически (в NASA подобный свернули).

Главные проблемы разработки двигателя

Это не научные или испытательные мощности, которых вполне достаточно в стране. Проблемы касаются производства (главным образом, серийного) и внедрения. И здесь в одиночку будет крайне сложно. Во-первых, это тесное взаимодействие с Украиной, которое нынче рушится. По некоторым позициям (поставлялось до 4 тысяч наименований комплектующих) там закрывалось до 60% потребностей.

Во-вторых, это допуск к современным технологиям других стран. В-третьих, это переоснащение предприятий высокоточным автоматизированным оборудованием, которое не производится в самой России и ближайшем зарубежье. Сегодня менее 5 процентов подобной техники отечественного изготовления, многое требует замены.

Перспективы достаточно неплохие

разработка новых двигателейИ разработка двигателей, и их производство относительно легко могут осуществляться внутри страны. Нет незаменимых комплектующих, большинство из них уже сегодня успешно освоено российскими предприятиями. Более того, к примеру, из Украины, по утверждениям экспертов часть электроники поставлялась по технологиям выпуска 30-40 летней давности.

Единственным действительно дефицитным компонентом оказывается время. Мало перенаправления вектора поставок, требуется время на испытания, контроль и «притирку» взаимоотношений, а это полгода-год. По мнению представителей Минпромторга, полное импортозамещение может быть осуществлено в течение трех лет.



Комментарии
{**}