Рынок железнодорожных перевозок: 10 фактов, которые надо знать

07 октября 2014, 10:54 2422

На сегодня Россия прочно расположилась на втором месте по объему рынка железнодорожных перевозок в мире – факт номер один. Как ни странно, это не говорит об уровне доходов, а только о величине товарооборота, активному экспортно-импортному движению грузов. Чтобы проанализировать общий уровень сектора и дать хотя бы приблизительный прогноз дальнейшего развития, специалистам приходится учитывать массу фактов и факторов, в том числе и специфических.

Общая информация по отрасли

рынок РЖД перевозокПротяженность ж/д путей, если их растянуть в линию, превышает 185 тысяч километров, главные пути РЖД при этом около 123 тыс. Однако только чуть более половины всех их (порядка 86 тысяч) – это дороги общего пользования. Вторая часть приходится на ведомственные пути. И только 43 тыс. км путей общего пользования электрифицированы, что существенно мешает развитию рынка железнодорожных перевозок.

Самая густая сеть в европейской части РФ, причем по плотности на тысячу км² (5,1 км) она превышает даже европейские показатели. На Дальнем Востоке и в Сибири плотность намного ниже (в 3-5 раз), причем располагаются они преимущественно на сравнительно узкой полосе вдоль южной границы.

Объем рынка железнодорожных перевозок в России вплотную приблизился к 200 млрд. тонно-километров, однако с вводом санкций количество внешних грузов в обе стороны заметно снижается. Так, только с Украиной оборот снизился более чем на треть и продолжает быстро падать.

При этом растет количество пассажироперевозок, которые, по утверждению руководства РЖД, особых доходов не приносят. Значительные расстояния и относительная дороговизна авиаперелетов привели к тому, что услугами РЖД пользуются около миллиарда пассажиров ежегодно.

Факты о рынке железнодорожных перевозок в России

Несмотря на популярность и относительную дешевизну, доля ж/д транспорта в общем объеме пассажиропотока составляет чуть более 7%, а количество грузов – только 15 процентов. Поэтому говорить о какой-либо монополизации не приходится, это верно только для некоторых регионов.

Стабильно рос рынок железнодорожных перевозок только до кризисного 2008, когда темпы составляли около 103%. Но в последующие годы вначале был закономерный спад на 15 процентов, а затем, несмотря на периодический рост объемов, динамика отрасли отличалась нестабильностью.

Важным показателем эффективной организации работы была оборачиваемость вагонного парка. Рекордным был далекий 1965 год еще в советские времена, когда средний оборот вагона составлял всего порядка 5 суток. Сегодня РЖД может похвалиться только 9 сутками средней оборачиваемости, а частные операторы – почти двухнедельными (12,6).

Что показывает анализ рынка железнодорожных перевозок

вагонный паркСегодня наблюдается непрозрачная тарификация, которая сильно влияет на загруженность дорог и рентабельность работы. Пропускная способность на некоторых участках крайне низкая, что оказывает воздействие на грузонапряженность. При этом на отдельных направлениях тарифы могут различаться до 10 раз. Но себестоимость доставки автомобильным транспортом продолжает быть большей до 20 раз, что указывает в пользу рынка железнодорожных перевозок.

Пассажиры являются ахиллесовой пятой отрасли. Доля расходов на их обслуживание составляет до 26% от общего количества потраченных средств, принося при этом всего до 11% дохода. Но даже выведение тарифов на проезд на уровень безубыточности невозможно, так как немедленно отразится на количестве граждан, которым по карману окажется покупка билетов.

Причем это не единственные убытки на рынке железнодорожных перевозок. Не секрет, что убыточна перевозка угля, в особенности – на дальние расстояния, которые превышают 3,5 тысячи километров. Очень тормозят развитие тарифы, которые существенно отстают от экономических реалий. Прежде всего, это касается международных сообщений, стоимость которых может быть иногда вдвое ниже внутренних расценок.

Перспективы развития

сеть РЖДС этим крайне сложно, так как рынок железнодорожных перевозок зависит от нескольких факторов. И это не только тарификация, востребованность и реформирование, которого давно ожидает отрасль. Это, в том числе, экономическая ситуация в стране и мире, степень изношенности магистралей и техники, и работа сопутствующих производств.

К примеру, только на поддержание в рабочем состоянии сети РЖД, ежегодно требуется свыше тысячи тонн специальных медных проводов, порядка 400т тонкосъемных вставок и множество других материалов. Кроме того, необходимо оперативно реагировать на смену вектора внешних сообщений, повышению скорости оборачиваемости подвижного состава, модернизацию и ремонт локомотивов. Даже при условии повышения динамики понадобится корректировать тарифы, потому что доходы съедаются инфляцией и увеличением расходов.



Комментарии
{**}