Рынок туризма переживает череду банкротств

06 октября 2014, 10:36 1068

Настоящая эпидемия банкротств наблюдается сегодня на отечественном рынке туризма. Причем, как по мнению экспертов, так и по словам самих операторов, это может быть только началом. Потерпевшими оказываются десятки тысяч россиян, для которых долгожданный отпуск испорчен безвозвратно, а возврата денег за путевки придется ждать месяцами. Всего только от прекращения работы полутора десятков основных операторов пострадало порядка 130 тысяч людей за 2 месяца.

Основные причины проблем

проблемы с билетамиПострадавшими от недобросовестности участников рынка туризма признаются не только те, кто так и не смог выехать на отдых, хотя и погасил стоимость своего тура путем предоплаты. К ним причисляются и граждане, вынужденные досрочно прекращать свое пребывание (проблемы с билетами, гостиницами и т.п.) или проживавшие в ненадлежащих условиях.

К причинам кризиса, который начался еще в 2013 году стали не объявленные санкции (они не имеют никакого отношения к обычным россиянам и введены позже), а порядок работы фирм, в том числе и перевозчиков. К примеру, авиакомпании разрешают операторам квотирование мест, которые впоследствии так и не выкупаются. Но эти рейсы все равно совершаются, чем провоцируется все большая безответственность.

Второй из череды причин банкротств стал откровенный непрофессионализм на рынке туризма. Усилия большинства игроков были направлены исключительно на переманивание клиентов и разделение долей своего участия, а не на интересы и уровень обслуживания соотечественников. Помимо маркетинга, не работал ни соответствующий анализ, ни учет экономической и политической ситуации, ни имеющиеся факторы риска.

Как организован рынок туризма в России

рынок туризма в РоссииБольшинство компаний рассчитывают на оборот, они даже готовы демпинговать, чтобы не утратить позиций. В стабильных условиях это срабатывало, но требовалось два условия: стабильный доллар и поток клиентов. За счет новых оплат погашались транши по текущим обязательствам. И все это рухнуло одномоментно, причем угрозы были видны еще на стадии принятия действующего закона, но к критике никто не прислушался.

Существующая модель, при которой люди рассматривались как неодушевленный продукт, себя не оправдала. И специалисты считают, что во многом ответственность должно разделить и государство, ведь именно оно определяло правила: демпинг, пирамидальная структура, коллективная ответственность через «Турпомощь», когда добросовестные участники рынка туризма в России покрывали просчеты остальных.

Сегодня работает два типа компаний. Во-первых, те, кто имеет реальные активы. Во-вторых, те, кто ведет исключительно оперативную деятельность за счет кредитования, наращивания объемов клиентов и покрытия расходов за их счет. Именно они привносят дополнительные риски, подрывают доверие к себе и отрасли в целом. Не исключено, что некоторые банкротства связаны с мошенническими схемами – ответ на этот вопрос еще дадут следственные органы.

Рухнет ли рынок туризма окончательно?

какова роль "Турпомощи"Разумеется, до этого далеко. Хотя многие СМИ уже публикуют советы, как организовать самостоятельный отдых, бронировать отели и билеты, выбирать маршруты. Только за август объемы выездных туров уменьшились на четверть, однако примерно на такое же количество увеличились внутренние (по некоторым направлениям – до 30%).

Лавина банкротств продолжится, в этом уверены и в АТОР, и в «Турпомощи», но рынок туризма перенасыщен и давно нуждается в очищении. К слову, подобный процесс характерен для всех стран мира. Великобритания, к примеру, потеряла в кризис 41 крупного игрока, но это не обрушило отрасль в итоге.

Интерес россиян к дешевому отпуску в Турции или Египте только растет. Поток снижается только в европейском направлении. Причины все также очевидны: экономические проблемы, курсовые колебания, боязнь санкций, которые многие восприняли в свой адрес (опасения в отказе предоставления визы).

Также подействовал запрет для силовиков и настоятельные рекомендации чиновникам воздержаться на время от зарубежных поездок. А это существенная часть рынка туризма в России, которая составляет порядка 10 процентов. С учетом членов семей – и того больше.

Роль «Турпомощи»

Многие критиковали данное объединение, даже считали, что текущие проблемы выгодны ассоциации. Однако сегодня именно «Турпомощь» оперативно решает вопросы по возврату десятков тысяч граждан, застрявших в чужих странах из-за отмены неоплаченных рейсов. Согласно информации руководства Ростуризма, это обошлось ассоциации в несколько сотен миллионов.

Сегодня реальная защита клиентов выходит на первые позиции. Ни страхование оператора, ни внимательное прочтение договора пока не гарантируют от сложностей за рубежом (да и внутри страны). Рынок туризма должен быть переформатирован, очищен и развернут лицом к потребителю.



Комментарии
{**}