Производство чугуна переживает не лучшие времена

30 сентября 2014, 18:19 1633

Несмотря на уверенный правительственный оптимизм, Россия заметно пробуксовывает во многих отраслях, а в некоторых демонстрирует существенный спад. В особенности это коснулось производства чугуна. К тому же снижаются цены на энергоносители в мире, более 20% рубль в 2014 уступил американской валюте, а после введения третьего уровня санкций ЕС и США даже достиг своего исторического минимума, что добавило сложностей.

Основные проблемы производство чугуна в России

производство чугунаЭксперты называют целый список, которые можно отнести как к внутренним, так и к внешним. Основная внутренняя – резкое снижение потребности в продукции металлургии. А ведь это один из важнейших секторов экономики, от стабильности которого зависят многие другие. Сегодня доля в ВВП отрасли около 10%, здесь занято свыше 600 тысяч работников, это порядка 15% всей промышленности страны. И отсутствие сбыта напрямую отражается на валовом продукте, благосостоянии и экономике в целом.

Сокращается экспорт, что является основной внешней проблемой, к тому же падают цены на него. С одной стороны, это связано с политической ситуацией. Производство чугуна и стали можно было бы перенаправить на нового стратегического партнера России, которым становится Китай. Однако собственные предприятия КНР перенасытили Поднебесную металлом.

Более того, общемировой тенденцией стало всеобщее снижение объемов рынка. В 2013 он сократился более чем на 12 процентов, в настоящее время негативная тенденция продолжается. Если во времена СССР доля Союза составляла до четверти всех мировых объемов, то сейчас сбыт вызывает только сложности.

От чего зависит производство чугуна и стали

производство сталиКазалось бы, регулировать ситуацию можно относительно легко. Но смежные сектора неожиданно также приостановились. Строительство ведется вяло, автомобили практически не выпускаются (до конца 2014 прогнозируется уменьшение еще на 12%), трубы не закупаются в прежних объемах и т.п. Все это ведет к уменьшению закупок, а значит, металлургам попросту некуда девать свою продукцию.

По мнению экспертов, значительно улучшить положение в производстве чугуна, стали и проката могли бы прорывы в автопроме и строительстве, что. Но машин россияне стали покупать заметно меньше, а в строительстве необходимы темпы не ниже 2013 года. Однако большинство госпрограмм закончены (к примеру, сочинские объекты), а реальное инвестирование новых под огромным вопросом.

Важным фактором, влияющим на уровень литейного производства чугуна, стал переизбыток мощностей. Предприятий работает больше, чем реально необходимо экономике. Ставка на рост потребления оказалась ничем не оправданной, поэтому они терпят убытки и вынуждены демпинговать.

Разумеется, снижение накладных расходов, увеличение производительности являются обязательными для развития. В аналитическом исследовании компании Ernst&Young определены риски, характерные для производства чугуна и стали в России. Это, во-первых, относительно слабая инфраструктура, в частности недостаточная пропускная способность транспорта (в совокупности – автотрасс, ж/д сообщений, портов).

Во-вторых, очень нестабильное положение в формировании стоимости выпускаемой отраслью продукции, в том числе острая зависимость от мирового спроса. Например, прокатная продукция в прошлом году упала на 10%. А если сравнивать с 2008 кризисным (!) годом, то стоимость сырья и готовых продуктов снизилась на 40%.

Аутсайдеры производства чугуна и стали

"Мечел" - один из аутсайдеровГигантов металлургической отрасли, на которых экономическая ситуация отразилась крайне негативно, десятки. Больше всего убытков терпит компания «Мечел». Долги уже превышают $9 миллиардов, причем отсрочить грядущее банкротство пытается и бизнес, и правительство. Для 80 тысяч работников компании это будет настоящей катастрофой.

Чуть меньший долг у «Евраз» - $6,5 миллиардов, а первым среди отстающих в цветной металлургии сегодня «Русал» с $10,3 млрд. убытков. Владелец НЛМК Владимир Лисин считает, что даже помощь правительства не убережет многие предприятия отрасли от банкротства. Сегодня мировое производство чугуна составляет порядка 500 млн. т излишков, так что рассчитывать на скорое восстановление экспорта не приходится.

Неутешительные перспективы

Государственная поддержка флагманам индустрии гарантирована, ведь после их банкротства рухнуть может вся экономика страны. Что касается меньших компаний, то их участь может оказаться плачевной. Не у всех дела обстоят столь печально. К примеру, «Северсталь» и НЛМК показали по итогам 2013 неплохие показатели.

Немного улучшить ситуацию сможет строительство «Силы Сибири», но новый газопровод не в состоянии обеспечить заказами всех. История знает примеры, когда кризис обрушивал металлургию на треть или даже наполовину, как было в США и Британии в 1969. Помогла реструктуризация, внедрение современных технологий и оборудования. У гигантов с замкнутым полным циклом просто не остается шансов.



Комментарии
{**}