По пути реэкспорта

24 сентября 2014, 11:29 2089

Российские торговые сети сегмента «премиум» заявили, что им удалось полностью обновить список поставщиков деликатесов, ранее закупаемых в европейских странах. Спустя полтора месяца после введения российских санкций, запрещающих импорт сельскохозяйственной продукции из стран Евросоюза, ритейлеры смогли перейти на товары из не попавших под санкции стран, а также на поставки из российских фермерских хозяйств. Впрочем, аналитики считают, что значительная доля каналов поставок из обновлённого списка может приходиться на страны-реэкспортёры.

Марокканская клубника

отказ от швейцарского сыраО перераспределении импортных закупок на днях заявили «Азбука Вкуса» и «АВ-Маркет». Так, например, голубику, ранее закупаемую в Испании и Польше, стали ввозить из Чили и Аргентины, малину и клубнику из Голландии заменили ягоды из Марокко, Швейцарии, Египта, Южной Кореи, Армении, Сербии и Мексики. Поставки фруктов и овощей оказали переориентированными Сербию, Македонию, Швейцарию, Турцию и Израиль, их дополняют поставки из Аргентины, Чили, Мексики и Перу.

В категории сыров, наиболее пострадавшей от запрета на импорт из Европы, лидирующую – хотя, скорее, единственную – позицию занимает Швейцария, поставляющая в российские магазины сыры марок «Эйчер Блю», бри, «Реблошон» и «Саваж». Из Швейцарии же стали поставлять основную часть йогуртов и сливочных масел категории «премиум», а также ряд наименований колбас и мясных деликатесов. Что касается последней категории, то её планируется расширить увеличением поставок из Сербии, Черногории и Беларуси.

Единственная категория импорта, в которой Швейцария не занимает отныне лидирующих позиций, – рыбная продукция. Норвежских и греческих поставщиков в России заменили Турцией, Фарерскими островами и продукцией отечественных рыбопромысловых комплексов и рыбоводческих хозяйств.

Главный секрет – реэкспорт!

фрукты от новых поставщиковКазалось бы, откуда у Швейцарии потенциал для столь мощного замещения поставок? Аналитики считают, что ответ кроется в реэкспорте. «Спустя считаные дни после введения российскими властями эмбарго на поставки продовольствия из стран ЕС, попавшие под ответные санкции, страны обратились к Швейцарии с просьбой наладить реэкспортные поставки собственной продукции в РФ. Официально Швейцария в лице Федерального бюро по сельскому хозяйству отклонила эту просьбу, сославшись на сложности в процедуре проведения гигиенической сертификации продуктов питания, произведенных за пределами государства. Однако тут стоит отметить, что отказ, равно как и просьба, не носили официального статуса, то есть формализовано это нигде не было», – приводят «Известия» слова руководителя аналитического отдела QB Finance Дмитрия Кипы.

Стоит отметить, что формально реэкспорт не является запрещённой процедурой в международной торговле, поэтому сдерживать его фактически невозможно. Впрочем, некоторые эксперты считают, что сдерживающим фактором могут стать репутационные риски для ритейлеров, прибегающих к таким поставкам. Так, в начале недели Россельхоз надзор провёл «общественную проверку» магазинов сети «Азбука Вкуса» и, найдя на некоторых ценниках названия стран, попавших под санкции, опубликовали информацию об этом в пресс-релизе на сайте ведомства.

Мнение эксперта

главный секрет - реэкспортО том, возможно ли ограничение реэкспортных поставок попавшей под российские санкции европейской продукции, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Руслан Булатов, специалист по международным экономическим отношениям

То, что российские ритейлеры станут переходить на реэкспортные товары, было предсказуемо сразу после введения продовольственных санкций. Временной лаг, связанный с переориентированием на новых поставщиков, прошёл, новые каналы поставок налажены, и в том, что сейчас на полках магазинов много реэкспортных товаров, вряд ли кто-то сомневается. Впрочем, в реэкспорте нет ничего плохого – это нормальная экономическая практика, когда рынок адаптируется под складывающиеся условия, в данном случае политико-юридические. У России нет никакой возможности ограничивать реэкспорт – за исключением Беларуси и (потенциально) Казахстана, которые входят в Таможенный союз и на которые у России есть особые рычаги воздействия. В отношении европейских стран-реэкпортёров ограничительные возможности России связаны установленными режимами взаимного товарооборота и нормами ВТО. Едва ли не единственный способ повлиять на каналы поставок из этих стран – через непосредственно российских ритейлеров, всячески побуждая их отказаться от реэкспортных товаров. Однако и тут пойти дальше «неформальных проверок», подобных той что устраивал Россельхознадзор, вряд ли получится – законодательно это сделать будет очень сложно, а лишний раз «давить» на бизнес путём неформального воздействия в условиях стагнации – себе дороже.



Комментарии
{**}