Авторынок падает в преддверии роста

11 сентября 2014, 09:39 2075

Авторынок России
«Известия» опубликовали интервью с президентом ООО «Тойота Мотор» Такеши Исогая, в котором тот даёт прогноз относительно перспектив развития автомобильного рынка в России. По мнению Исогая, к 2019 году рынок должен по показателям выйти на докризисный уровень, составлявший 3 млн. проданных автомобилей. В то же время господин Исогая предсказал снижение на 10-17% по итогам текущего года, однако затем рост составит около 100 тыс. проданных автомобилей в год. «Влияние внешних факторов носит временный характер, и мы уверены в дальнейшем поступательном росте российского рынка на уровне 100 тыс. автомобилей в год», — сказал Исогая «Известиям».

 

Рынок восстановится через пять лет


По прогнозам президента «Тойота мотор», через 5 лет российский авторынок должен вернуться к докризисному уровню. По данным, приводимым Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), в кризисном 2008 году авторынок составил 2,91 млн. автомобилей, но уже в следующем году он упал сразу на 49%. Рекордный же показатель — 2,93 млн. проданных машин — был зафиксирован в 2012 году.

Такеши ИсогаяАналитики констатируют падение российского авторынка уже второй год подряд: в 2013 году продажи снизились на 5%, тогда как прогнозы на 2014 год предрекают спад от 10 до 20%.

Согласно сведениям АЕБ, в августе продажи легковых автомобилей и LCV (легкий коммерческий транспорт) снизились на 25,8% в годовом выражении (с 231 915 проданных автомобилей до 172 015). Среди крупнейших игроков рынка наиболее значительное сокращение продаж наблюдали Chevrolet (сокращение продаж вдвое в годовом выражении), Ford (снижение на 57%), Peugeot (56%), Citroën (52%). Продажи Lada сократились на 32%. В то же время показали обратную тенденцию УАЗ (рост продаж на 1%), Mercedes-Benz (3%), Lexus (13%), а продажи Mazda и Volvo остались на уровне августа 2013 года. С начала года продажи автомобилей снизились на 12,1%, до 1,6 млн.

 

Все зависит от геополитики

«Ситуация на автомобильном рынке очень сильно зависит от макроэкономической ситуации в стране. Частично текущий спад вызван еще и тем, что на 2011–2013 года как раз пришелся тот момент, когда среди автолюбителей произошла смена старых автомобилей на новые. В среднем ценовом сегменте автомобиль обновляют примерно раз в 5 лет, в премиум — раз в 3 года, – прокомментировал ситуацию «Известиям» исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Если не будет обострения геополитической ситуации, то в следующем году рынок либо ждет стагнация, либо спад еще на 5%. В 2016 году уже начнется постепенный рост рынка. К 2018 году объем авторынка составит 2,8 млн. автомобилей, возможно, что к 2019 году он как раз и составит 3 млн. автомобилей».

PricewaterhouseCoopersАналитики считают, что многое будет зависеть от геополитических и макроэкономических факторов, однако соглашаются с тем, что после 2016 года автомобильный рынок должен выйти на рост.

«По нашим прогнозам, в базовом сценарии продажи автомобилей в России в 2019 году составят 2,7, а в оптимистичном – 3 млн, – сообщил «Известиям» директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко. – Очень многое будет зависеть от геополитической обстановки. Более того, мы ожидаем, что осуществлению оптимистичного сценария также поможет и программа утилизации автомобилей, которую планируют запустить в сентябре».

 

Мнение эксперта: Вся надежда на программу утилизации старых авто

О том, можно ли рассчитывать на восстановление докризисного объёма рынка к 2019 году, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Андрей Кавешников, независимый эксперт по автомобильному рынку:

Макроэкономическая ситуация в России и Европе, в именно замедление темпов роста экономики, является критическим фактором, препятствующим росту автомобильного рынка. Кроме того, упал рубль, что привело к росту цен на импортные авто. Стали дорожать кредиты, потребители стали откладывать покупку автомобиля. Для того, чтобы рынок начал расти, нужно, вместе с тем, исключить политические и геополитические риски. Естественно, осложняют ситуацию и взаимно вводимые санкции, хотя этот фактор оказывает скорее косвенное влияние. Тем не менее, в августе он показал стремительное падение больше, чем на четверть – в такой ситуации несколько преждевременно говорить о планах по выходу на докризисный уровень. Поэтому и уверенно заявлять о том, что будет с рынком к 2019 году нельзя – очень многое зависит от того, когда и чем закончится украинский кризис, и от того, в каком состоянии будут к тому времени экономики России и ЕС.

Одновременно с этим нельзя недооценивать потенциал программы утилизации старых автомобилей, которая была запущена 1 сентября и продлится до конца этого года: она определённо сгладит негативные тенденции движения авторынка. Эффект от программы можно будет увидеть уже по итогам сентября. В то же время от падения на 13-15% по итогам года одни лишь меры господдержки рынок не удержат. 



Комментарии
{**}