Производство ковров переживает не лучшие времена

18 сентября 2014, 13:26 1302

Традиционные народные промыслы России исчезают, как и закрываются производственные предприятия на их основе. Уходят в прошлое не только ручные изделия, но и фабричные, вытесненные дешевыми поделками «в стиле» или «под» из Китая и других азиатских стран. Это ювелирные изделия, фарфор и чеканка, деревянная посуда и производство ковров, традиционные игрушки – даже матрешки в большинстве своем китайские.

Основные проблемы отрасли

производство ковровНепростые времена переживает легкая промышленность в целом. На ее развитие и производство ковров в частности влияет несколько причин: слабое финансирование, общая ситуация в экономике, сырьевая зависимость, устаревание оборудования, слабая конкурентоспособность при неразвитой системе реализации. К этому можно добавить практическое отсутствие ориентирования на экспорт.

Сегодня ситуация достигла критической отметки, при которой для многих предприятий уже не идет речь о расширении производства ковров, просто удержаться бы на плаву. Сектор не является бюджетообразующим, влияние на объемы экспортно-импортных поставок практически не имеет. Но ясно одно – без господдержки рухнет окончательно.

Согласно статистике, на начало 90-х ежегодное производство ковров составляло порядка 43,5 миллионов м². После распада Союза промышленность резко просела, опустившись до выпуска 5,4 миллиона «квадратов» в 2001-2003. Перед кризисом 2008 отставание от объемов 90-х составляло чуть более 10 миллионов, но выйти на прежние позиции кризис не позволил. Сегодняшние ежегодные 20 млн. м² тому подтверждение, причем падение продолжается.

Зависимость от моды и стоимости

В советские времена ковер на стене и полу был непременным атрибутом среднестатистической квартиры. Не мудрствуя лукаво, промышленность обеспечивала граждан типичными рисунками с незамысловатым орнаментом, озером или оленями. Это было тогда чуть ли не единственное доступное украшение для обеспеченного дома.

Сегодня производство ковров стало гораздо менее востребованным. Сменились культурные предпочтения людей и их вкусы. Но не это стало главной причиной. Качественное изделие по стоимости достигает 40-45 тысяч рублей, что просто не по карману большинству российских семей.

Кроме того, появилось огромное количество заменителей: паласы, покрытия. Они намного дешевле, достаточно износоустойчивы, практичны, потому что легко отчищаются от любой грязи. И не стоит забывать о массовых поставках недорогих азиатских товаров.

Неутешительные цифры

общий спад лёгкой промышленностиСтагнация и уменьшение объемов коснулись не только производства ковров, но и всей легкой промышленности, которая существенно просела с 2012 (сокращаясь в среднем на 2-4%). Ни один вид из обрабатывающих отраслей не показывает такого снижения. При этом рентабельность продаж не превышает 6-7%, тогда как в других отраслях не менее 12.

Наблюдается острая импортозависимость, которая касается не только поставок аналогичных товаров, но и стоимости сырья. Здесь Китай обеспечивает практически три четверти рынка. Выйти на экспорт с относительно дорогой продукцией в настоящий момент крайне сложно. А с введением экономических санкций – практически невозможно, так как потенциальные рынки сбыта находятся в Америке и Европе, куда ход временно закрыт.

Большинство фабрик по производству ковров были открыты еще при СССР. Многие из них с тех пор не переоснащались, пытаясь выжать все возможное с устаревшего оборудования. Пережили начало двухтысячных и экономический кризис немногие. Сегодня отрасль держится на энтузиастах и старых мастерах. Инвесторы не приходят, так как не видят перспектив.

Короткий сюжет для печальной повести

продукция Буткинской фабрикиИменно так можно охарактеризовать сегодня отечественное производство ковров. Отрасль с шикарными традициями, уникальными технологиями и мастерами может просто уйти в небытие. В традиционных центрах по изготовлению еще можно встретить выставки с потрясающими изделиями, только никто их уже больше не выпускает.

Яркий пример – Буткинская фабрика, которая работала на Среднем Урале, родине первого российского президента. Ни медали ВДНХ, ни призы многочисленных выставок, в том числе Брюссельской, не спасли ее от краха в 2002. А ведь это было уникальное в своем роде предприятие со своим фирменным «официальным» стилем. Это и российский триколор, созданный вручную, и портрет Владимира Путина (заказан Госдумой).

Без прихода новых управленцев, инвестиционного капитала и адресной государственной поддержки производство ковров точно не выживет. Имеются единичные случаи успешного развитие предприятий, которые открывают собственные магазины, представительства, повышают реализацию. Но конкурировать становится все сложнее, ведь ковер не является товаром первой необходимости. Их хорошо приобретают только при общем росте благосостояния.



Комментарии
{**}