Хлебобулочное производство наращивает обороты

12 сентября 2014, 13:41 2066

Одной из важнейших составляющих пищевой промышленности всегда было хлебобулочное производство. Его продукция является незаменимой в рационе абсолютного большинства россиян, она наиболее доступна финансово, содержит в составе множество необходимых веществ и микроэлементов.

Текущая структура рынка

пшеничные изделия - лидеры рынкаХлебобулочное производство включает две большие группы продукции. Это, во-первых, изделия, изготовленные из ржаной и пшеничной муки или их смеси. Эта группа традиционно наиболее востребована и занимает не менее 70% от общего объема. Во-вторых, это булки, сдоба и другая выпечка.

Помимо этого, некоторую долю занимает импорт. Следует отметить, что это очень незначительная и постоянно уменьшающаяся часть, которой вполне можно пренебречь. К 2009 году объемы импорта составляли всего 0,14%, к 2011 снизились до 0,1 процента и пока остаются на этом уровне.

Производители признают, что производство хлебобулочных изделий в нашей стране постепенно сокращается. В цифрах это от 5 до 7 процентов ежегодно. Но такая ситуация не свидетельствует о кризисе отрасли, совсем напротив. Просто с ростом благосостояния естественным образом уменьшается потребление некоторых продуктов. Поэтому в данном случае сокращение рынка свидетельствует об общем улучшении жизни.

Что влияет на производство хлебобулочных изделий

исследования института РАМННа фоне постепенного снижения потребления основных сортов продукции обостряется конкурентная борьба компаний. К тому же сюда добавляются природные факторы, такие как засуха и снижение урожайности. Это стимулирует предприятие на оптимизацию и уменьшение издержек и накладных расходов. В том числе это касается и внедрение в использование ингредиентов, удешевляющих продукцию, но незначительно отражающихся на ее качестве.

Институтом РАМН было проведено исследование, на основе которого определено, что именно в наибольшей степени влияет на хлебобулочное производство и отрасль в целом. Они делятся на несколько: политические, экономические, технологические и социокультурные. Начнем с политических. Во-первых, это правительственная практика «замораживание» стоимости некоторых продуктов, если она вырастает в течение месяца более чем на 30%. В список таких продуктов вошли социальные сорта хлебобулочных изделий.

Во-вторых, это отмена обязательного лицензирования для предприятий данной отрасли. Сегодня реализован т.н. уведомительный порядок, регламентирующий начало их деятельности. В-третьих, государство продолжает регуляторную политику в отрасли, а также в смежных направлениях (зерно и мука). Для этого используется два основных рычага влияния: периодические интервенции с использованием резервов, а также регулирование ввозных пошлин на сырье. Это дает возможность эффективно влиять на рост цен.

Другие виды стимулирования хлебобулочного производства

К экономическим факторам роста относится налогообложение, которое составляет всего 10%. Россия относится к лидерам по объемам зернового экспорта, однако в настоящий момент его качество признано невысоким. Поэтому оценивается сырье достаточно низко. Также развитие тормозится отсутствием рекламы и стимулирующих мероприятий, которые формировали бы рост спроса.

К социокультурным аспектам относится убежденность граждан в том, что важнейшие продукты питания стоить дорого не должны. Также к значимым факторам относится демографический кризис в стране на фоне постепенного роста благосостояния, что снижает уровень потребления «социальных» сортов в пользу «полезных».

К технологическим аспектам, влияющим на хлебобулочное производство, относятся появление современной техники и оборудования. Это бестарные установки, охлаждающие машины, широкий ассортимент специализированных печей. Активно внедряются новейшие технологии, в том числе по изготовлению теста, заморозке готовых продуктов.

Перспективные тренды развития

перспективы хлебобулочного производстваСегодня хлебобулочное производство постепенно переориентируется с выпуска «социальных» сортов на полезные сорта со сложной рецептурой и более высокой стоимостью. Покупатели пока переориентируются достаточно медленно, но с ростом доходов эта тенденция будет ускоряться. Класс «премиум» становится все более востребованным и популярным.

В ближайшие годы вырастет рентабельность среднего и малого бизнеса в отрасли, что связано со специализацией его на новых видах продукции. Замечено, что многие рестораторы организуют собственные мини пекарни для выпуска эксклюзивной выпечки, отказываясь от сотрудничества с крупными заводами и пекарнями.

Объем хлебобулочного производства в ближайшее время будет колебаться на уровне семи миллионов тонн ежегодно. Практически весь он будет занят отечественной продукцией с ничтожной долей импорта и постепенным перераспределением в пользу премиальных видов.



Комментарии
{**}