Рынок ремонта автомобилей: анализ и перспективы

13 августа 2014, 16:52 4497

В современном мире машина является одновременно олицетворением свободы передвижения и высокого качества жизни. От автосервисов клиент ожидает скорости и определенного уровня обслуживании, он не терпит задержек и нерасторопности. При наличии постоянного роста требований клиентуры и высочайшей конкуренции участники рынка ремонта автомобилей просто обязаны бежать очень быстро, чтобы хотя бы сохранить свои позиции.

Краткий анализ рынка ремонта автомобилей в РФ

рынок ремонта автоСтруктура рынка ремонта автомобилей в России неоднородна. Существенная доля приходится на официальные дилерские центры, значительную часть представляют сетевые структуры. Немало клиентов предпочитают обслуживаться в частных мастерских или по советской привычке в «гаражах», то есть, нелегально.

По статистике, примерно 65% от объема всех работ в этом секторе приходится на дилерские центры. 20% оборота статистика относит на долю самостоятельных предпринимателей, их доходы составляют только третью часть от показателей официальных дилеров. Где-то 15% рынка освоили незарегистрированные частные автомастерские. В зависимости от региона, его экономического развития и социальных особенностей процентное соотношение может меняться.

Анализ рынка ремонта автомобилей показывает, что столичные граждане предпочитают в основном обращаться в дилерские центры. В регионах туда едут значительно реже. Там больше доверяют мастерам, работающим в обычных автомастерских с более демократичными ценами. Количество автовладельцев, сохраняющих верность гаражным традициям, с каждым годом падает, и место проживания никак на это не влияет.

С какими трудностями приходится сталкиваться независимым участникам рынка ремонта автомобилей

аренда помещений под автосервисДля того чтобы открыть новый сервис, нужно на первом этапе решить два вопроса – найти свободную площадку и инвестиции на приобретение оборудование и строительство павильона. Современная городская застройка делает почти невозможным взятие свободного участка земли в частную собственность.

Анализ рынка ремонта автомобилей говорит о том, что большинство вновь открываемых предприятий не обладают средствами на подобные покупки. 80% участков берутся в аренду. Арендная плата может составлять до четверти постоянных расходов автосервиса. При этом немало договоров аренды вообще не регистрируется и заключается на срок меньше года. Естественно, такие реалии трудно назвать нормальным положением дел.

Даже если площадка найдена, то на возведение современного центра, способного качественно выполнять обслуживание транспорта, потребуются немалые траты. Сроки окупаемости такого вложения составят примерно 5-7 лет. И как быть, если тебя через пару лет, невзирая на какие-либо договоренности, неожиданно «попросят» уйти?

Но и после решения обозначенных организационных вопросов предпринимателю трудно расслабиться – нужен персонал. А где его брать, ведь «мастеров» много, а серьезных профессионалов практически нет. Крупные дилерские центры заключают договоры об обучении своих сотрудников со столичными и зарубежными партнерами. Средний и малый бизнес такой возможности практически лишен. Поэтому людей приходится или переманивать у конкурентов или самостоятельно обучать на предприятии по схеме «мастер-ученик».

Влияние страховщиков растет

страхование автоОчень серьезным фактором, определяющим порядок работы компаний на рынке ремонта автомобилей, является влияние страхового рынка. Мировые автопроизводители постоянно совершенствуют электронную начинку машин - это увеличивает расходы, а значит, и затраты, которые страховые организации несут при покрытии ущерба от аварий. Им приходится искать способы минимизировать потери, и они это делают.

Иногда они обуславливают выплату возмещения обязанностью обслуживаться в указанной ими фирме. Эксперты рынка ремонта автомобилей предполагают, что связка дилеров и страховых компаний в системе «прямого ремонта» будет только крепнуть, а клиенты поддержат эту удобную им форму снятия головной боли. Навстречу страховому бизнесу все чаще идут и независимые продавцы.

Подобная ситуация вполне распространена и в мире. Например, в Польше уже достаточно давно некоторые иномарки поступают в продажу только с полисом, обязывающим проводить восстановление после аварии исключительно в указанной в нем мастерской. С другой стороны, не факт, что качество оказываемых навязанной фирмой услуг будет соответствовать требованиям пострадавшего. А сделать ты ничего не сможешь.

Перспективы развития

Развитие рынка ремонта автомобилей напрямую связано со скоростью внедрения передовых технологий как диагностических, так и ремонтных. Независимые компании, которые не смогут предложить достаточно высокое качество обслуживания, быстро уйдут. Фирменные мастерские и нелегальные частники, скорее всего, останутся при «своих», разве что в отношении последних станут применяться какие-то чересчур жесткие ограничения и санкции.



Комментарии
{**}