Рынок пищевых продуктов: кто будет лидером?

21 августа 2014, 19:55 1723

Отечественный рынок пищевых продуктов претерпел в 2013-м значительные изменения, связанные в первую очередь со вступлением в ВТО. Какие плюсы получили российские производители? Вследствие данного события значительно усилилась конкуренция, а законодательная база для них (в отличие от соперников) так и осталась неполноценной и несовершенной. Это хорошо? В нынешнем году станет еще «веселее», так как ввиду известных событий на горизонте замаячил новый экономический кризис.

Особенности российского рынка пищевых продуктов

рынок пищевых продуктовДанная отрасль в России относится к числу наиболее стабильных. Еда и напитки требуются всегда, на них постоянно имеется спрос, поэтому этот сектор меньше других подвержен тревогам. По этой причине продовольственные предприятия всегда являлись выгодными клиентами для банков. Сегодня ситуация, к сожалению, меняется не в лучшую сторону.

На отечественном рынке пищевых продуктов выбор достаточно широк. Реалии таковы, что потребители все больше отдают предпочтение «родным» товарам (к которым обычно относят и те, что пришли из стран ближнего зарубежья), полагая их достаточно качественными. Эта тенденция постепенно усиливается. Однако учитывая рост тяготения к здоровому и полезному питанию, многое из российского продовольствия вызывает большие сомнения и зачастую не зря.

К числу наиболее востребованных импортируемых из далекого зарубежья товаров можно отнести растительное масло, разнообразные сорта сыров, элитное вино, кофе, некоторые сорта чая, всевозможные специи, соусы и пряности.

Лидеры отечественного рынка пищевых продуктов

Большей частью российского рынка пищевых продуктов сегодня владеют транснациональные компании. Свои филиалы и производства в России запустили практически все ведущие мировые компании. Безусловными лидерами являются известные гиганты Coca-Cola и PepsiCo. В целом, иноземный капитал пока значительно превышает отечественный. Постоянные слияния и поглощения малых предприятий крупными еще больше увеличивает этот процент.

Иностранные инвесторы обращают особое внимание на сегменты рынка пищевых продуктов, в которых имеет место быть быстрый оборот или повседневный спрос. В частности речь идет о продажах пива, прохладительных напитков и питьевой воды, некоторых видах кондитерских изделий, йогуртов, молокосодержащих десертов, соусов и кетчупов. Местная сырьевая база используется этими компаниями, как правило, минимально.

А что в мире?

вырастет спрос на сахарМировое население увеличивает свою численность, и нужда в продовольствии будет только усиливаться. Потребление мясной продукции будет расти на 2%-2,5% в год. Приблизительно настолько же вырастет спрос на сахар. Это увеличение произойдет за счет развивающихся стран. Потребление зерновых, наоборот, несколько сбавит обороты (до 1 %), по сравнению с предыдущим десятилетием — по причине того, что прирост мирового населения все же несколько замедлился.

Сильно увеличится ценность питьевой воды. По данным ООН, процент регионов, в которых ощущается определенная или острая нехватка H2O, составляет сегодня порядка 40%. Чистой воды становится все меньше и при таких темпах к 2025 году с этой проблемой столкнется уже около 60% населения планеты.

По прогнозам, в ближайшем будущем акцент на рынке пищевых продуктов будет очень серьезно смещен в сторону стремительно развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии. Быстрая урбанизация этих держав, постоянный рост их доходов повлекут за собой стремительное увеличение спроса на мясо и сахар, в пределах 50%. Одновременно с этим вырастут требования к качеству товаров.

Надеемся на новые технологии

внедрение новых технологийПримитивное сельское хозяйство в отстающих странах необходимо как можно быстрее перевести на эффективную современную модель. Эта долгосрочная перспектива повсеместного развития всемирного рынка пищевых продуктов может быть реализована за счет ускоренного внедрения инновационных технологий.

В случае успешного внедрения и адаптации новых решений потребности жителей этих государств будут полностью удовлетворены. Кроме того, решив свои проблемы, они усилят конкуренцию и на международной арене. Это позволит поддерживать относительно низкие цены на рынке пищевых продуктов. В общем, при хорошем развитии событий мы можем рассчитывать, что различия в уровне жизни между развивающимися и развитыми государствами будут неуклонно сокращаться.

К сожалению, необходимо учитывать и возможность неблагоприятного сценария – полного провала планов масштабного внедрения прогрессивных технологий в агропромышленном секторе. Тогда, при нынешних темпах роста населения потребности в еде вполне могут быстро опередить возможное предложение. Это чревато нехваткой продовольствия и голодом. Прежде всего, могут пострадать африканские страны и ряд государств Юго-Востока Азии. Очень хочется верить в то, что подобный сценарий не случится никогда.



Комментарии
{**}