Рынок оптовой торговли: анализ отрасли

12 августа 2014, 19:52 9986

Рост отечественного ВВП в немалой степени зависит и от рынка оптовой торговли. Последний хоть и существовал уже во времена Российской империи, и в период СССР, но наибольший скачок в развитии им был сделан после перестройки и вызванными ею экономическими реформами в стране. По данным 2013 года, этот сегмент обеспечил порядка 10% от всего валового внутреннего продукта.

Краткий анализ рынка оптовой торговли

рынок оптовой торговлиВ настоящее время рынок оптовой торговли можно условно поделить на два участка –необработанное сырье и продукты его переработки. В первом секторе также можно отдельно выделить продажу/покупку полуфабрикатов. Что касается общей структуры, то она примерно следующая.

Около 40% формируется за счет разнообразных полуфабрикатов, ломов, а также иных продуктов несельскохозяйственного происхождения. 20% приходится на реализацию продуктов питания и табачных изделий. 15% выручки оптовиков формируется за счет продажи непродовольственных товаров народного потребления.

Как показывает анализ рынка оптовой торговли, под контролем государства на сегодняшний день практически не осталось крупных предприятий, почти все бывшие советские тресты и торговые объединения приватизированы и находятся в руках частных инвесторов. На долю государства сегодня приходится не более 5% подобной собственности.

Особенностью отечественного бизнеса является относительно слабое присутствие крупных игроков в регионах. Там у реализаторов гораздо лучше налажены горизонтальные связи с розничными торговыми точками, опт менее востребован. Порядка 30% всех продаж приходится на московский регион, что не слишком удивительно, учитывая количество проживающего там населения и более высокий, по сравнению с остальной страной, уровень его благосостояния.

Основные проблемы отечественного рынка оптовой торговли

внеплановые проверкиЭксперты прогнозируют рост сектора в ближайшие годы, но и отмечают ряд существенных проблем, этому препятствующих. Устранение их поможет еще более эффективному развитию. Прежде всего, упоминается переизбыток государственного регулирования. Получение всех необходимых согласований и сертификатов порой затягивается на месяцы.

Отмечается и серьезное недовольство участников рынка оптовой торговли злоупотреблениями полномочиями со стороны отдельных представителей власти. Многие из них «сотрудничают» с другими бизнес – структурами и стараются всячески затруднить жизнь их конкурентам, например, организовывая частые внеплановые проверки. Или, наоборот, настойчиво предлагают с ними «дружить», грозя в случае отказа различными неприятностями.

Из других факторов можно упомянуть, что предприниматели пока недостаточно уделяют внимания возможностям ресурсов сети Интернет. Таким образом, они серьезно недополучают выручку и при этом проигрывают потребителя более продвинутым конкурентам.

Тенденции развития отрасли

оптимизация затратАнализ рынка оптовой торговли говорит об актуальности так называемых программ «прямых закупок». Те дистрибьюторы, которые сумели обучить свой персонал ориентироваться на потребности потребителя и гибко изменять стратегию закупок в зависимости от требований ситуации, достигают большего успеха, чем коллеги.

Также очень важной является постоянная работа над оптимизацией затрат. Своевременное инвестирование в логистические технологии, складские мощности и новейшее программное обеспечение – это не лишние «понты», без которых вполне можно обойтись, а грамотная стратегия, обеспечивающая солидные дивиденды в будущем.

Кроме того, продавцам жизненно необходимо наладить доверительные отношения с производителем. Для решения данной задачи специалисты рынка оптовой торговли рекомендуют соблюдать несколько простых правил. Во-первых, нужно стараться заключать соглашения о поставке на длительный срок. Во-вторых, проявлять интерес к бизнесу партнеров, находить дополнительные возможности для углубления взаимодействия.

В-третьих, стоит проявлять лояльность к производителю: не только своевременно выполнять свои обязанностей по оплате и объему выборки товаров, а и, например, помогать ему в различных маркетинговых исследованиях. Вообще, если можно оказать дополнительную услугу, нужно стараться это делать.

Растет потребность в универсальных поставщиках

Одной из тенденций современного бизнеса является засилье крупных сетей. Естественно, таким компаниям лучше работать с операторами, специализирующихся не в каком-то одном, а в различных секторах производства ТНП и продуктов питания. Это удобнее плюс существенно сокращает издержки и затраты на решение организационных вопросов. В связи с этим все больше участников рынка оптовой торговли стараются двигаться именно в сторону универсализма.



Комментарии
{**}