«Турпомощь» ищет поддержки государства

05 августа 2014, 19:38 1416

Туристические компанииЛетний туристический сезон 2014 года стал последним для ряда российских туристических агентств. Громкие разорения крупных туроператоров – «Нева», «Лабиринт», – стоили испорченного отдыха тысячам российских туристов.
Российские туркомпании отреагировали на возникшие сложности созданием ассоциации «Турпомощь», призванной «спасать» клиентов компаний, столкнувшихся с подобными проблемами. На днях же стало известно о том, что теперь уже сама «Турпомощь» обратилась за финансовой поддержкой к государству, поскольку выяснилось, что собственных средств организации не хватает на помощь всем туристам: на 4 августа, как следует из отчёта Ростуризма, за границей остаются 17 500 клиентов компании «Лабиринт», а в Россию успели вернуться 5500, в том числе 2700 – за счет «Турпомощи».
Ситуация с «Лабиринтом» осложняется тем, что компания страховала свою ответственность в СК «Возрождение» – услугами этой же компании пользовалась ранее разорившаяся «Нева», и в Российском союзе туриндустрии сообщают, что средств страховщика не хватит на выплаты клиентам обоих туроператоров. На прошлой неделе деятельность страховщика была приостановлена Центробанком: по данным Всероссийского союза страховщиков, «Восхождение» застраховало порядка 40 турфирм на сумму около 1,4 млрд. руб.
Комментируя ситуацию с разорением туроператоров, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что проблема заключается также в системе страхования в туристической отрасли. «У нас что получается: сами по себе туристические операторы — они довольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ. И на что бы там они ни ссылались и что бы они ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, но необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски», – приводит ИТАР-ТАСС слова премьера.
О том, с чем связана сложившаяся ситуация в российской туриндустрии, а также о том, стоит ли ожидать новых проблем в данном секторе, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент"
Формально, основным фактором дефолтов туроператоров стали негативные изменения рыночной конъюнктуры – под давлением экономического спада и одновременно ослабления национальной валюты, спровоцированного геополитическим кризисом, наблюдалось заметное снижение спроса. Значительный рост стоимости услуг зарубежного туризма на фоне падения рубля на 10% (по некоторым оценкам, за счет мультипликативного эффекта зарубежный туризм подорожал для соотечественников в среднем на 20-30%) при высокой внутренней инфляции и сокращении реальных располагаемых доходов, естественно, мотивировал потребителей к сокращению трат на отдых за границей.
При этом, учитывая отток ликвидности и рост ставок, компании, видимо, не смогли компенсировать снижение денежного потока от сокращения операционной деятельности за счет рефинансирования – кредиты оказались недоступны. Вместе с тем, по косвенным признакам можно предположить, что критическую роль в финансовой дестабилизации все-таки сыграли неверные управленческие решения, слабый контроль рисков и, видимо, неоднозначный долговой профиль, в условиях ужесточения требований банков не позволявший быстро и безболезненно перекредитоваться.Туристические компании
По данным Ростуризма, в 1 квартале 2014 г. выездной трафик снизился на 4%. Даже если предположить, что у отдельных операторов падение было выше в несколько раз – на уровне, скажем, 15-20% - в теории такое краткосрочное давление на продажи, как правило, не приводит к фатальным кассовым разрывам, если у компании есть достаточные резервы. Поэтому нельзя исключать, что как раз одним из основных драйверов дестабилизации стали проблемы с ликвидностью. При этом кризис компаний туристической сферы могли косвенно провоцировать финансовые институты, на фоне роста страновых рисков в первом квартале активно пересматривавшие лимиты и сокращавшие сотрудничество с потенциально подверженными угрозам заемщиками. В индустрии туризма с ее потребностью в больших объемах средств, коротких оборотах и, понятное дело, сравнительно высокой эластичностью самого продукта (зарубежный отпуск ведь можно и отложить), вероятно, таких компаний оказалось не мало. Сокращение ранее открытых кредитных линий определенно могли спровоцировать эффект домино и способствовать усугублению финансовой нестабильности на фоне операционных потерь.
Статистика Ростуризма по итогам первого полугодия пока не опубликована.  Полагаю, пиковые падения продаж, скорее всего, не повторятся в ближайшее время. Но учитывая слабые темпы роста экономики и продолжающийся внешнеполитический кризис, который сопровождается расширением секторальных санкций против России, итоги года, вероятно, будут довольно слабыми, а в целом негатив в индустрии будет сохраняться и в среднесрочной перспективе.  



Комментарии
{**}