Бумажный рынок растет все быстрее

18 августа 2014, 04:14 3036

Российский рынок бумажной продукции стабильно растет, хотя и не на всех направлениях. Поставщики полностью удовлетворяют спрос на потребление газетной бумаги, отмечается серьезный прогресс производства санитарно-гигиенической. При этом многие сектора отрасли отечественным «папиром» явно не обеспечиваются. В целом, все относительно неплохо, но развиваться есть куда.

Рынок бумажной продукции в России 2013

Основные производственные показатели 2013 года, включая экспорт и импорт, значительно выросли, если сравнивать результаты с 2012-м. Годовой объем отраслевого производства составил более 4,8 млн. тонн, что в денежном эквиваленте равняется 2,77 млн. долл. При этом 740,9 тыс. тонн на сумму более 778,9 тыс. долл. в Россию ввезли импортеры. Экспортировано было около 1,9 млн. тонн на 1,2 млн. долл., что значительно превышает показатели импорта.

Лидером рынка бумажной продукции в 2013 году стало ОАО Архангельский ЦБК, повторившее прошлогодний успех. Кроме того, компания вот уже на протяжении нескольких лет обеспечивает 20-25% российского картона. Завод по-прежнему остается и в списке ведущих лесохимических предприятий Европы. Среди других основных его продуктов – целлюлоза и ДВП.

Отечественный бумажный рынок в 2014 продолжает расти

рынок бумажной продукцииС начала 2014 года на российском рынке бумажной продукции снова зафиксирован рост. Полностью восстановилось после кризисных лет и демонстрирует подъем производство газетной бумаги. В 1 квартале отечественные изготовители произвели около 418 тыс. тонн этой продукции, что на 23% выше показателя аналогичного периода 2013-го.

При этом негативные тенденции отмечаются в сегментах писчей и тетрадной бумаги. Если за весь 2013 год это направление просело на 4%, то в 1 квартале 2014-го падение усугубилось – объемы упали на 18%. Впрочем, суммарная доля производства здесь крайне незначительна, в 2014-м она составила лишь 1,1% бумажного рынка.

Структура отрасли постепенно претерпевает изменения из-за стагнационных процессов в экономике. На изношенном оборудовании старых предприятий зачастую уже просто невозможно выпускать конкурентоспособные товары. Особенно это касается заводов, изготавливающих небеленую целлюлозу, газетную бумагу. Некоторые предприятия (среди которых Кондопога, Байкальский и Соломбальский ЦБК) даже вынуждены были полностью остановить работу и объявить о банкротстве.

При этом в России реализуются новые крупные инвестиционные проекты, инициированные лидерами отечественной ЦБП. В частности, в Коряжемском филиале Группы Илим появилась новая БДМ; на ЦБК Кама модернизирована БДМ-7; на Каменской БКФ, Сухонском ЦБК и «Маяке» в Пензе запущены КДМ для изготовления макулатурных тарных картонов.

Кроме того, были построены современные заводы по изготовлению сангигиенической продукции: «Хаят», «Палп-Инвест», «Эс Си Эй Хайжин Продактс Раша». Постоянно появляются новые линии по выпуску гофроупаковки. Средний объем капиталовложений в каждый проект – 1,2-1,5 млрд. руб.

Основные проблемы

устаревшие машины и оборудованиеОдной из основных причин слабой привлекательности рынка бумажной продукции для инвесторов является несовершенство лесного и инвестиционного законодательства. В частности, влияет то обстоятельство, что данная отрасль требует больших капиталовложений, а необходимых гарантий вкладчики, по сути, не получают. В связи с этим как зарубежные, так и отечественные инвесторы в основном вкладывают деньги в предприятия «средней руки», стоимостью не больше 20-50 млн. долл.

Машины и оборудование на многих заводах эксплуатируются не менее 40 лет и выработали свой ресурс. При этом в России выпускается крайне малое количество крупного оборудования для данной промышленности. Морально и технически устаревшее оснащение, в частности, старые машины и варочные котлы можно заменить только на дорогостоящие зарубежные аналоги. По понятным причинам собственники не спешат это делать.

Перспективы

модернизация производстваНельзя сказать, что бумажный рынок не вызывает интереса у стратегических инвесторов. Напротив, местные администрации активно прорабатывают с местными и иностранными компаниями возможности строительства новых или модернизации старых заводов. Инвестиционные проекты, направленные на развитие, появляются в различных регионах, однако, пока их слишком мало для того, чтобы говорить о заметной тенденции.

Производители в любом случае продолжат внедрение новейших технологий. Руководства предприятий прекрасно понимают, что без необходимых изменений рынок бумажной продукции ожидает стагнация и постепенное вымирание. Российские товары успешно конкурируют в мире и сейчас, мало в чем уступая изделиям ведущих тамошних производителей. Но чем дольше будет затягиваться масштабное решение вышеупомянутых проблем, тем скорее эти лидирующие позиции будут утрачены.



Комментарии
{**}