Тракторный рынок: кто будет лидером?

10 июля 2014, 08:05 2396

Сложившееся в настоящее время положение дел на российском тракторном рынке сложно назвать однозначным. Многие отечественные заводы производят минимум продукции, а то и вовсе стоят. С другой стороны, ряд предприятий, занимающихся лицензионной сборкой машин зарубежных брендов или белорусского «МТЗ», увеличили объемы производства.

Положение российских производителей на тракторном рынке

В 2013 году в нашей стране было выпущено 7,71 млн штук тракторов для с/г и лесного хозяйства, что на 43,5% меньше по сравнению с 2012-м. На февраль 2014-го было произведено 877 единиц техники, это на 15,8% ниже прошлогоднего показателя. В целом страна обеспечена «железными конями» всего на 40%, то есть, для полного обеспечения спроса не хватает примерно 700 тыс. Это, в свою очередь, означает, что отечественный тракторный рынок имеет очень серьезные перспективы роста

На данный момент производственные мощности российских заводов задействуются примерно на 20%. Для любой компании это критический порог рентабельности, ведь максимально допустимым считается показатель в 15%. И это на фоне того, что по данным министерства сельского хозяйства, до 70% машин тракторного парка в РФ уже выработало свой срок службы.

Общая ситуация на тракторном рынке

тракторный рынок РоссииПомимо того, что значительно снизились объемы производства для поставок внутри страны, сильно сократилась и номенклатура выпускаемых тракторов большинства групп мощности. Многие предприятия оставили только базовые модификации, причем зачастую с ухудшением потребительских качеств. Освоение же разработанных в последние годы новых конкурентоспособных моделей практически остановилось (за исключением машин для оборонного сектора).

Ежегодный прирост российского машинно-тракторного парка составляет порядка 3%. Списывается при этом от 6 до 8%. Очевидно, что все заводы в РФ, вместе взятые, явно не в силах удовлетворить спрос потребителей, который к тому же постоянно растет. Доля импорта на тракторном рынке в 2013 году составила порядка 60%, немалую часть ввозимой продукции составляет бэушная техника из Финляндии, Германии и Франции.

МТЗ «рулит» и другие тенденции

завод "МТЗ"Больше всего машин в последние годы было выпущено на предприятиях, производящих трактора «Беларусь» по лицензии «МТЗ». Далее следуют компании, работающие по лицензиям зарубежных брендов. Подавляющее же большинство ведущих отечественных производителей, за редким исключением, ничем особо похвастаться не могут. Они выпустили почти в 10 раз меньше, чем предприятия, специализирующиеся на «Беларуси». Последние в свою очередь примерно в 4 раза обогнали своих коллег – «зарубежников».

Из тенденций тракторного рынка 2013 можно выделить некоторое снижение импорта б/у тракторов. Интересно что, несмотря на явное доминирование тракторов МТЗ, в России их стало выпускаться меньше. Это объясняется тем, что увеличились объемы их поставок из Беларуси. Зато растет количество техники, производимой в РФ под эгидой зарубежных компаний. Доля импорта ее при этом остается на прежнем уровне.

Кто же будет лидером завтра

"Агротехмаш"В настоящее время на тракторном рынке распределение сил примерно следующее. В частности, в сегменте моделей мощностью от 80 до 120 л.с большим спросом пользуется продукция заводов, выпускающих отечественные и постсоветские марки. Главное ее преимущество заключается в лучшем соотношении цены и качества.

Что касается энергонасыщенной техники, то здесь потребитель отдает предпочтение уже зарубежным брендам. Данный сегмент сегодня считается наиболее перспективным на тракторном рынке, так как возможность задействовать мощные и многофункциональные машины позволяет существенно удешевить себестоимость продукции.

Подобная расстановка сил, естественно, не будет оставаться статичной. Можно смело прогнозировать, что ряд отечественных компаний, например, «МТЗ», Петербургский завод, «Агротехмаш» и «Ростсельмаш» уже в ближайшее время начнут проводить более агрессивную политику продвижения своей продукции и постараются серьезно потеснить западных конкурентов. Об этом свидетельствует тот факт, что в последние годы они сделали немалые вложения в разработку собственных энергонасыщенных моделей.

Иностранные фирмы, в свою очередь, сделают все возможное, чтобы сохранить свои позиции на тракторном рынке РФ. Кроме того, они наверняка попытаются побороться за «место под солнцем» в сегменте 80-120 л.с. Одними из наиболее вероятных претендентов на это являются транснациональные компании «СиЭнЭйч» и «Джон Дир». Чем закончатся эти противостояния, покажет время. Многое здесь зависит и от геополитической ситуации в мире, которая, к сожалению, продолжает оставаться крайне напряженной.



Комментарии
{**}