Рынок связи России: что нас ждет?

07 июля 2014, 05:58 2045

Чем запомнился нам рынок связи России в 2013 году? Прежде всего, парой громких объединений, появлением возможности устанавливать на частотах 2G/3G сети LTE и (почти) введением принципа переносимости номеров MNP. Так же необходимо отметить то обстоятельство, что значительно увеличилось количество пользователей смартфонов.

Рынок связи России: тенденция к глобализации

рынок связи РоссииБезусловно, одним из самых ярких событий прошлого года стало появление организации «T2 РТК Холдинг», в состав которой вошли Tele2 и «Ростелеком». Значительность этого объединения отмечают и представители трех безусловных лидеров рынка связи России - МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома», у которых, похоже, появился достаточно серьезный конкурент.

Новообразованный холдинг имеет базу примерно в 38 млн абонентов, а его рыночная доля составляет 16%. Он получает почти федеральное покрытие 2G плюс лицензию на LTE и 3G. До «гигантов» пока еще далековато, однако, в качестве стартовой позиции такие показатели, безусловно, впечатляют. Кроме того, не будем забывать и о высоком профессионализме менеджеров, включающихся как с одной, так и другой стороны.

В еще одной значимой сделке 2013-го поучаствовал «МегаФон», который приобрел 100% бренда Yota (оператор «Скартел»). Бонусом для игрока стало получение федерального пула частот в диапазоне 2600 МГц, дополнительная, довольно развитая инфраструктура и 0,7 млн новых абонентов. Результатом сотрудничества станет образование единой сети 2G/3G/LTE.

MNP теперь и на рынке связи России

MNP на рынке РоссииНужно отметить, что введение принципа сохранения номера при смене оператора произошло далеко не так гладко и красиво, как этого ожидали. Все было пафосно прорекламировано, операторы в декабре разослали соответствующие сообщения своим клиентам, но запуск пришлось переносить. Впрочем, ненадолго - с начала 2014-го MNP уже работает в тестовом режиме. Как будет дальше, поговорим, подводя итоги нынешнего года.

Что же ожидает лидеров рынка связи России с этим нововведением? Во-первых, у них значительно увеличивается ответственность перед абонентами. Больше всего должен переживать «ВымпелКом», у которого самая высокая «текучесть» - до 60% в год. Немного лучше дела обстоят у «МегаФона», теряющего примерно до 45%. МТС, от услуг которого отказывается до 35% в год, может чувствовать себя в этом плане наиболее спокойно из тройки, а, значит, имеет и наилучшие шансы снять больше «пенок» с новинки.

LTE

LTE на рынке РоссииЕсли говорить о данной технологии, то здесь на рынке связи России номинально лидирует «МегаФон», «освоивший» около полусотни регионов. При этом нужно отметить, что, занимаясь ее продвижением более полутора лет (на декабрь 2013-го), он сумел привлечь примерно лишь миллион абонентов, подавляющее большинство которых «досталось» ему от Yota.

Кроме того, данное увлечение привело к тому, что оператор утратил свое общее лидерство в сегменте связи, уступив его МТС, который сосредоточился на строительстве сетей 3G. По большому счету, это говорит лишь об одном: технология в нашей стране пока не столь популярна, что совершенно не означает ее бесперспективность. Рынок связи России часто развивается по понятным ему одному законам.

Впрочем, есть и компания, которая уже оценила по достоинству преимущества наличия лицензии LTE. Речь идет о «Билайне», которая первой в стране сумела получить разрешение от Apple на работу их последних моделей смартфонов iPhone в своих сетях. Если рассматривать ситуацию в качественном отношении, то можно даже говорить о том, что именно «Билайн» стал победителем в данном сегменте в прошлом году, хоть он и не может похвастаться такой широтой охвата.

Перспективы

Что будет с рынком связи России завтра, каких изменений и нововведений нам стоит ожидать? Эксперты сходятся на том, что относительно традиционных услуг кардинальных перемен во второй половине 2014-го ожидать вряд ли доводится. Конкуренция за клиентов будет расти, игрокам нужно будет предлагать интересные программы лояльности и общения внутри сети, а также всевозможные привлекательные пакеты.

Очень многое будет зависеть от поведения конкурентов. Если они ввяжутся в бескомпромиссную ценовую борьбу, то от этого пострадают все, в том числе, и потребители. Снижение темпов роста прибыли приведет к падению уровня инвестиций, а так как телекоммуникации являются дорогостоящей штукой, то это сразу негативно скажется на качестве услуг.

Если говорить о внутренних факторах, то здесь на развитие рынка связи России будет влиять повышение потребности в передаче данных. Распространение видео и прочего мультимедийного контента будет требовать все больших скоростей и трафика. Неизбежно возрастет количество пользователей смартфонов, а это, в свою очередь, означает появление новых клиентов для индустрии.



Комментарии
{**}