Рынок авиаперевозок: 5 фактов, которые надо знать

08 июля 2014, 07:28 2995

До недавнего времени наша страна являлась одной из наиболее быстро развивающихся на рынке авиаперевозок пассажиров. В последние годы рост несколько снизился и, скорее всего, эта тенденция сохранится надолго ввиду складывающейся сегодня экономической ситуации. Впрочем, не будем особо загадывать.

Современный рынок авиаперевозок: два направления

рынок авиаперевозокСовременные перевозчики предлагают своим клиентам два варианта следования по маршруту. Согласно первому, поездки происходят по следующей схеме: пассажиры изначально садятся в региональном аэропорту, откуда их доставляют к узловому центру. Там они пересаживаются на самолет, который и перевезет их в нужную страну мира в аналогичный пункт доставки. Вторая схема предусматривает минимум пересадок.

На российском рынке авиаперевозок активно используются обе модели. Первому варианту в немалой степени способствует государственная политика развития сферы пассажирских доставок внутри страны. Ну а спрос на далекие международные рейсы хоть и несколько снизил темпы развития, но пока точно не падает.

На рынке авиаперевозок крупные сетевые компании вне конкуренции

Аэрофлот - один из лидеров рынкаРассчитывать на успех в сфере перевозок пассажиров в России могут только крупные сетевые игроки. К тому же новым компаниям, которые могли бы оказывать услуги, например, в низко тарифном сегменте, пробиться сегодня очень сложно. Для этого они должны иметь автопарк как минимум из одиннадцати воздушных судов (восемь с 55 и больше пассажирскими местами и три с ?55) плюс придется преодолеть кучу административных барьеров.

Среди лидеров отечественного рынка авиаперевозок можно выделить «Аэрофлот», «UTair», S7 и «Трансаэро». Стоит отметить тот факт, что все они практически отказались от использования «бэушной» техники, а наряду с другими известными мировыми компаниями приобретают последние разработки ведущих производителей.

Доходы отечественных перевозчиков будут падать

Общая стагнация российской экономики означает, что покупательная способность населения в ближайшие годы расти особо не будет и, по мнению ряда пессимистов вряд ли удержит даже нынешние позиции. В связи с этим авиакомпании лишаются возможности существенно повышать свои тарифы. Об этом говорит и то обстоятельство, что за последние пару лет цены на билеты резко не подскакивали практически ни у кого из ведущих игроков рынка авиаперевозок.

Однако парки у них продолжают расширяться, вследствие чего увеличиваются и расходы. Чтобы обеспечить достаточную загрузку для своих судов, организациям придется больше бороться за клиентов, и это наверняка будет сказываться на ценовой политике. В лучшую для пассажиров сторону, естественно. Особенно обострится конкуренция на самых прибыльных направлениях.

Кроме того, либерализация международных соглашений ведет к росту количества участников рынка авиаперевозок, что тоже не способствует повышению доходности. В общем, отечественным компаниям стоит приготовиться к тому, что в ближайшие годы их операционные расходы будут увеличиваться быстрее, чем получаемая прибыль.

Россияне летают мало

россияне летают малоПо оценкам ведущих аналитических агентств, в России летает примерно пять процентов населения. По количеству полетов на душу мы примерно в три раза уступаем представителям европейских держав и американцам в шесть раз. Такая низкая мобильность связана с достаточно высокими для среднестатистического нашего жителя ценами на билеты. При этом многие отмечают, что в нынешней экономической ситуации кардинальных улучшений здесь ожидать не приходиться.

С другой стороны, показатель в 5% говорит об огромном потенциале отрасли. Да, в ближайшие годы темпы роста, по всей видимости, будут не слишком высоки, однако, рынок авиаперевозок все равно развивается. Должны, наконец, когда-то «созреть» и «плоды», посеянные государственной целевой программой развития перелетов внутри страны.

Об усилении региональных направлений в своей деятельности уже заявили многие лидеры отрасли, в частности «Трансаэро». Об этом свидетельствует и увеличение числа заказов на самолеты соответствующего типа (SSJ, например). Другой вопрос, насколько энергично отреагирует население на появление новых возможностей. Не будем забывать о том, что по железной дороге передвигаться пока проще и дешевле, к тому же там не требуется предварительная регистрация, наличие паспорта и фейс контроль.

Конечно, ожидается, что в скором времени цены на региональном рынке авиаперевозок будут доступнее, да и меры безопасности на вокзалах станут намного жестче, но все-таки.

Об одном можно сказать наверняка – абсолютное доминирование железной дороги в секторе пассажирских перевозок внутри страны останется в прошлом.



Комментарии
{**}